Каждый город – это живой организм, который либо развивается, либо постепенно умирает. Можно ли сказать, что сейчас Самара начинает новую жизнь? Об этом попросили порассуждать архитектора, автора проектов строительства Дворца спорта и реконструкции Драмтеатра Дмитрия Орлова.
Очень хочется верить, что в нашем городе начинает складываться новая культура проектирования и осознания города. За очень короткий период произошло много грандиозных для архитектурной жизни Самары событий. Это обретение статуса «исторического поселения», проекты комплексного развития (стрелки, территории бывшего завода ЗиМ), два конкурса на территорию вокруг Самара-Арены, конкурс на реконструкцию Загородного парка. Все это было на непривычном для нас уровне серьезности и глубины. Если Самара сможет проекты такого уровня воплотить – вот это и будет действительно новая жизнь, новый уровень цивилизации.
К сожалению, это пока скорее надежда, чем уверенность. Сколько не повторяй слово «комплексный» - комплексности настоящей от этого не прибавляется. К проектам-победителям конкурсов относятся как к меню в ресторане, из которого можно выбирать первое, горячее и десерт. Значит следующий шаг к новой жизни – научиться пониманию больших и сложных концепций, которые не делятся на части, требуют длительного планирования, принципиальности и умения держать слово.
Сегодня мы научились реализовывать одно- шаговые точечные проекты – парки, скверы, развязки, стадионы, ТЦ и ЖК. Уже немало: лет 10 назад в этом списке были только ТЦ и ЖК. Я вижу развитие архитектуры города в ее усложнении, большей многослойности и смысловой насыщенности, в интеллектуальности. Новая архитектура должна стать частью культурной жизни, явлением обсуждаемым, вызывающим споры. Вдохновляющим. Это уже происходит. Горожане все больше открывают для себя архитектуру – пока в основном историческую. Никогда, насколько я помню и могу судить, в Самаре не было такого интереса к краеведению. Неслучайно наш «ТомСойерФест» так прозвучал на всю страну. Современная архитектура тоже интересует, но пока в негативном смысле. На моей памяти, никогда новостройки не подвергались такой бешеной критике. Современные авторы работают как шпионы в тылу врага: их имен никто не знает, кроме «подруги-радистки и центра». Надеюсь, такая анонимность говорит о стыде и пробуждении совести.
Мне в этом смысле похвастаться нечем, стыда я не испытываю. Очень хочется долго и подробно рассказывать про собственные проекты, но не могу. Это не стыд, это я боюсь сглазить. Из придуманного в последние годы пока не построено еще ничего, кроме склона на площади, всем известного. Сейчас достраивается Дворец спорта. Очень надеюсь, что, если все получится, это будет один из примеров многослойности и сложности образа. Очень не хочется описывать все словами. Могу только сказать, что это будет очень технически и функционально насыщенное здание.
Внутри. А снаружи – непривычно активно включенным в городскую среду, с разных ракурсов оно будет разным. Я придумал для себя метафору новой архитектуры: на каждом пятачке города проектирование ведется беспрерывно, здания появляются, растут, стареют, перестраиваются.
Это бесконечный поток проектирования и строительства. И «новое» здание должно в этот поток погрузиться и стать его частью – в нем продолжается жизнь, а не начинается заново. Кажется, во Дворце спорта это уже чувствуется. В другом нашем крупном проекте – реставрации театра драмы, если получится его реализовать, - это будет предельно очевидно. Здесь история буквально должна ожить. Мы предлагаем рас- чистить и восстановить первоначальные фасады 19 века, там, где сохранилась их подлинность, а она сохранилась почти везде. Теремок вернет еще две башни, тончайшую деталировку кирпич- ной пластики, многоцветность деталей, витражи, флюгеры и печные трубы. В Пушкинский сквер вернутся деревянные резные павильоны. Лубочность уйдет и вернется настоящая сказка: исходный проект Чичагова был именно таким. И эта шкатулка будет с секретом. Должна появиться вторая, ультрасовременная экспериментальная сцена, старая же, сохранив свой облик, технически тоже будет удивлять. А про другие проекты совсем ничего не хочу пока рассказывать, пусть будут сюрпризом.
Комментарии (0)