Голландский архитектор и дизайнер городской среды, основатель Центра развития архитектуры г. Эйндховена и студии City as a LAB и соорганизатор Dutch Design-Week Кейс Донкерс поделился своими мыслями о развитии Самары, опираясь на многолетний опыт и успешные проекты преображения городских пространств.
На каком уровне нужно продвигать свое желание модернизировать город?
На всех. Я организовал программу обмена мнениями под названием Qafe, где участвовало много «футболок» (архитекторов, дизайнеров, студентов) и «костюмов» (бизнесмены, владельцы компаний, политики), которые пришли принять участие в дискуссии и встретиться друг с другом. Это касается также и новой креативной экономики, ценности заброшенных зданий, нового лица города, создания новых рабочих мест и так далее.
Какие проекты показались вам успешными в Самаре?
Я посетил много мест, таких как Исторический музей, маленький новый бар и бывшую Фабрику Кухню. Для меня все они наполнены энергией. Даже пустая Фабрика Кухня показалась мне привлекательной, потому что организаторы смогли там сделать концерт современной классики, там можно было ощутить уникальную атмосферу. На следующий день у меня был рейс в Москву, и все артисты летели со мной тем же самолетом. Я подумал: «Москва летит в Самару представить новые импульсы лица города. Мне это кажется просто великолепным и сравнимым с актуальными трендами, которые охватили мой город в середине девяностых.
Я не увидел большого количества урбанистического дизайна в новых домах или квартирах, потому что я был больше сосредоточен на предметном, но я выяснил, что существует много возможностей повысить ценность Самары.
Какие места в Самаре можно назвать перспективными центрами для развития?
Во всех местах, которые я посетил, есть потенциал для дальнейшего развития, хотя с Фабрикой Кухней это будет сложнее, поскольку она в плохом состоянии. Но это часть лица города, так что не потеряйте ее. Это ваша белая леди.
Вы находились в нашем городе несколько дней, как вы опишете его и жителей?
Самара дружелюбный и добросердечный город с людьми, открытыми для новых идей. И это абсолютно разные типы, я заметил это на пляже и набережной. На выставке предметного дизайна у нас был «естественный отбор» красивых людей, которые любят дизайн и отражают это в своей внешности. Я сразу же почувствовал себя как дома и получил огромное удовольствие.
С высоты вашего опыта, какие шаги следует предпринять, чтобы вдохнуть новую жизнь в город?
Продолжайте то, что вы делаете, организуйте новые события такого рода, чтобы собрать на них людей, имеющих схожее мышление. Как минимум, раз в год (с зарубежными импульсами, вдохновением и гостями), но лучше чаще.
Мне видится несколько шагов:
Попробуйте создать условия для развития новых мест или зданий в вашем городе. Попробуйте составить план реконструкции, представить его общественности, открыть диалог об этом в городе и постараться убедить владельцев и политиков.
Каждый год можно проводить фестиваль предметного дизайна. Он должен расти и привлекать большее количество участников. Может быть, стоит также приглашать школы, чтобы представлять свежие идеи нового поколения.
Сотрудничайте с городской администрацией, бизнесменами и университетами.
Предметный дизайн – это инструмент, при помощи которого пространству можно задать любое настроение и атмосферу. Black Box Expo – отличный пример, где люди могут посетить и прочувствовать. Это привлекает молодежь и дает им свободу воплощать свои идеи в жизнь, чтобы показать новое будущее.
Текст: Алсу Муратова, Наталья Лазовская. Фото: PRODUCT DESIGN FESTIVAL.
Комментарии (0)