В 2022 году в Самаре планируется открытие филиала Государственной Третьяковской галереи. Его директор Михаил Савченко рассказывает, каким новый музей будет, что ожидать Самаре в ближайшее время и какие преобразования хочется увидеть.
Почему филиал Третьяковской галереи появится именно в Самаре?
Самаре очень повезло. Не было специальных предпосылок, так просто совпало. Было уникальное здание Фабрики-кухни, за которое болели активисты. Когда его передали в РОСИЗО, видимо, из-за каких-то внутренних проблем процесс стал пробуксовывать. Стало понятно, что нужно что-то делать. Было принято решение передать его другому музею, а Третьяковская галерея – это очень сильная институция, которая потянет проект. Плюс – огромная коллекция русского искусства, которой хватит, чтобы показывать в разных городах. Для Третьяковки это тоже новый этап, потому что подобного не было. Здесь будет первый полноценный филиал с научно-исследовательской работой и своими программами. Здание проектируется без скидок на то, что оно в регионе – все на высшем уровне.
Какие цели ставит Третьяковская галерея, а какие – вы себе сами?
Сейчас мы разрабатываем концепцию музея. Задачи Третьяковки очень поступательны: поиск команды, строительство здания, запуск публичных программ. Мне кажется, есть все шансы сделать уникальную институцию. Обладая мощью и брендом галереи, но большей подвижностью и активностью, можно создать музей, в который будут приезжать люди и из Москвы. Мне важно, чтобы здесь был не спутник, а самостоятельный центр со своей программой и уникальным контентом. За счет нового подхода и идей можно показывать так, что на это захочется приехать. В России так сложилось, что проще в Москву съездить, чем в соседний регион, и, мне кажется, здесь идет конкуренция со столичным уровнем. Если мы покажем, что филиал в Самаре предлагает что-то уникальное, можно побороться за туристов и посетителей.
Это какие-то конкретные идеи?
Сейчас мы их прорабатываем. Во-первых, мы понимаем, что наш филиал будет сосредоточен на искусстве XX века. Во-вторых, само здание диктует разработку новых способов показа, потому что у него сложная архитектура. Русское искусство XX века – это не только привычный всем авангард, но и нонконформизм, позднесоветское искусство, сам конструктивизм, в стилистике которого построена Фабрика-кухня. Нам еще предстоит осознать, понять его ценность. Мы знаем, что модерн – наше наследие, а конструктивизм пока на грани – даже не все здания имеют статус памятника. В филиале будет и современное искусство, которое будет переосмыслять прошлое, и резиденция художников. Такого формата еще нет в Москве, это новая функция для музея: не только сохранять, но и заниматься созданием нового.
Часть коллекции галереи будет храниться в Самаре?
В этом нет смысла – коллекция огромная, здесь хранилище не столь большое. Скорее всего, мы будем знать, что в этот год мы работаем с определенной темой и под нее привозится коллекция. Потом приезжает другая.
Пока команда самарского филиала – только вы?
Нет, нас четыре человека, в ближайшее время, наверно, будет шесть. Пока это больше технический костяк – инженеры, юристы. Надеюсь, к нам скоро присоединятся два хороших искусствоведа – до конца года нужно сформировать план работы на три года. Здание только строится, но деятельность не исчезает: в следующем году будут выставки в разных музеях, образовательная программа. Сейчас мы заезжаем во временное здание на Фрунзе, где будем жить до окончания реконструкции Фабрики-кухни. Там будет офис, откроем небольшой книжный магазин Третьяковки и пространство для лекций и занятий. Если учитывать всех работников, персонал филиала будет насчитывать около 150 человек. Возможно, на ключевые должности будем объявлять федеральный конкурс.
Чему пришлось научится на новой работе?
Всему, все по-другому. Это другой масштаб мысли, главное – перестроиться в голове. Ты работаешь не в самарском поле, а федеральном или международном. Сейчас ведем переговоры о выставке в 2022 году с Центром Помпиду. Здесь, в Самаре, Помпиду – ну это же… И когда начинаешь это осознавать, нужно перестроить все в голове.
Что хочется показать в Самаре? Есть мечта?
Из того, что оставило сильное впечатление – выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», которую показывали в галерее Тейт, Эрмитаже и Третьяковке. Очень мощный и масштабный проект, тотальная инсталляция, внутри которой ты существуешь.
Еще хочется преобразить территорию вокруг Фабрики-кухни. С одной стороны, это некий центр: там метро, Ново-Садовая, Масленникова, остановки, университеты, «Самара Космическая», «Звезда». Активное место с постоянным трафиком. С другой, какие-то заросли, кусты, гаражи, развалины Завода имени Масленникова. Расписанная Мишей Мостом подстанция – это первый шаг, чтобы обратить внимание на это место. Сейчас мы общаемся с городскими властями, чтобы привести его в порядок к моменту открытия. Мне кажется, важно, чтобы новый музей стал локомотивом развития этой территории, чтобы там можно было гулять, классно проводить время. На крыше Фабрики-кухни будет терраса, на нее можно будет подняться после вернисажа, но важно, что мы будем оттуда видеть.
Текст: Талгат Мусагалиев.
Комментарии (0)