Телеканал «Культура» в минувшие выходные посвятил час эфирного времени обсуждению рэп-батлов. Ведущий Михаил Швыдкой пригласил в студию поэта Дмитрия Воденникова, музыкального журналиста Александра Кушнира, литературоведа Игоря Волгина и депутата Сергея Шаргунова, а также рэпера Хана Замая и героя нашумевшего батла — Вячеслава Карелина («Гнойный»). Мы сократили 60-минутную передачу до основных тезисов участников.
Вячеслав Карелин («Гнойный»), рэпер Культура рэп-батлов пришла к нам из Америки. Почему это возникло сейчас? Видимо, есть некий социальный заказ на культуру дискуссии. После этих батлов, многие, даже депутаты, бросаются к этому делу. Мне кажется, это несет позитивный смысл, потому что там, где раньше были пустые оскорбления, или люди выясняли отношения на страничках своих «ЖЖ», теперь они могут это в творчестве реализовывать. В России сейчас батловая культура вышла за рамки субкультуры, хотя, например, в Америке это не очень популярное явление, а замкнутая на себе игра. Чтобы понимать какой-либо рэп-батл, нужно знать весь бэкграунд, знать, куда делаются отсылки, потому что это постоянно отсылки к другим рэп-батлам, к другим персонажам этой системы. И ты существуешь внутри этой системы, получаешь удовольствие от того, что понимаешь все эти вещи, которые за рамки этой системы по идее не выходят». |
Андрей Замай, рэпер Мы не считаем, что причина рэп-батлов в накопленной в обществе агрессии. Это [стало] интересно, потому, что рэп-батлы доступны очень большому количеству людей. В первую очередь, как мне кажется, все рэп-батлы основаны на юморе, и он там главный. Не агрессивность. Все хотят, чтобы был панчлайн. Панчлайн – это шутка с двойным смыслом. Он должен вызывать реакцию, люди смеются в основном. Людям близко то, что батлы снимают монументальный пафос, серьезность такую. «Сложные щи» — мы это называем. В батлах говорят на простом языке, и в них отсутствует «культурный пафос» великих книг, чего-то высокого». |
Дмитрий Воденников, поэт Все новое, что приходит, сначала оплевывается. Всегда. Не имеет значения, какими ребята пользуются [художественными] средствами. Была такая замечательная поэтесса, Елена Шварц, она сказала: "Неистовство и простота всего в основе"». |
Сергей Шаргунов, депутат, писатель Столкновение символистов, имажинистов, футуристов – это тоже своего рода батл, упражнение в стихосложении и столкновении стилей. Собственно говоря, когда кто-то ханжески хватается за голову и действительно видит, что «Вот эти ролики в YouTube, что там они несут, какая обсценная лексика». Мне кажется, важнее здесь видеть нечто живое и творческое. Действительно, здесь есть давняя традиция и мне это лично очень интересно. У меня нет готового ответа на вопрос, как долго это будет существовать. И у меня нет понимания, что это исключительно связано с нашими реалиями. Потому что это мировая культура. Я видел, что даже американцы смотрят баттл Оксимирона и Гнойного». |
Игорь Волгин, литературовед Думаю, сейчас есть потребность в таком жанре — духовная, социальная или психологическая. Это карнавальная культура, изнаночная, борьба масок. У каждого из участников этой дуэли есть своя литературная маска. Что интересно, это не так примитивно, как кажется. Потому что люди, которые в этом участвуют, достаточно культурные, начитанные, они любят поэзию. Это своеобразная культура, и почему это сейчас возникло – другой вопрос». |
Александр Кушнир, музыкальный журналист Мне интересны рэп-батлы в контексте телевидения завтрашнего дня. В ближайшие дни начнутся съемки «голубых огоньков». Интересно, хватит ли у центральных каналов смелости пригласить Славу и тебя [показывает на Андрея] прямо в «Голубой огонек». [Там] сорок одних и тех же рыл в течение последних сорока лет. Я как автор десяти книг реально оцениваю международный рейтинг русской современной музыки с ее шансами пробиться в Европу или Америку. Когда одни и те же сорок человек на одних и тех же каналах сорок лет поют одни и те же сорок песен. Поэтому я за вас двумя руками, потому что вы — глоток свежего воздуха. Мне плевать, нравится мне это или не нравится. Я за провокацию. Вы молодцы, большие умницы, что не боитесь, вы современные. Потому что этот ТОП-40 так опошлился, что это уже смертный приговор самим себе. Я искренне желаю вам прорваться еще шире, еще дальше, еще глубже». |
Михаил Швыдкой, ведущий шоу «Агора» Опасность состоит не только в том, что придет огромное количество молодежи, которая будет плохо имитировать рэп-батлы, а в том, что это станет очень большим бизнесом. Судя по тому, что сейчас дает интернет, ту возможность, это действительно может стать большим бизнесом. И вот тут-то вы [рэперы] окажетесь действительно в сложном положении». |
Комментарии (0)