Сергей Яковлев сейчас – медиадиректор и креативный продюсер в Самарском государственном институте культуры и создает собственные проекты в сфере искусства. До этого он работал заместителем главного редактора в журнале Esquire, запустил и три года подряд успешно проводил Esquire Weekend. А еще с 18 лет Сергей пишет стихи. Решение о возвращении в Самару после восьми лет жизни и работы в Москве было и неожиданным и своевременным.
Текст: Катерина Гущина
Фото: Артем Голяков
Не отпускает ощущение некоторой инерции вокруг?
Да, хочется маятник сдвинуть, запустить новые процессы. И в рамках Самарского института культуры я занимаюсь сейчас актуализацией смыслов, вовлечением всего современного в культурную повестку, креативным продюсированием.
Можете сформулировать, в чем состоит ваша функция точнее?
В том, чтобы сформировать здесь свой арт-кластер – я называю это «арт- коллайдером», точкой кипения, генератором творческих процессов. Кому как не институту культуры такое осуществлять? Есть намерение найти новые лица в регионе, которые что-либо значимое и новаторское делают в области культуры. Хочется предположить возможность серьезного культурного сдвига. И почему его инициатором не могу выступить я? Институту нужна экспертиза и практика. И новое сообщество вокруг себя, разумеется. Формировать его – одна из моих основных задач, как медиадиректора.
Кто составит это сообщество «новых креаторов»?
В первую очередь, сегодняшние молодые эксперты и «свежие головы» – кому-то еще неизвестные таланты. Задача состоит в том, чтобы в 2020 году нащупать связку «мастер-ученик». Продвинутые, прогрессивные мастера, которые понимают, что происходит и в цифровом пространстве, и в аналоговом мире – в музыке, театре, архитектуре, живописи, дизайне – это с одной стороны. А по другую сторону – ученики, готовые потреблять образовательный контент в новых форматах. По большому счету важно свести передовые поколения для передачи и обмена опытом. Не забывая и о наследии: институт расположен в эпицентре культурной жизни города, и у него богатая история.
ЭТО «ЗАКРЫТОЕ» ЛЕТО СТАЛО ДЛЯ МЕНЯ НЕ МЕНЕЕ ПРЕКРАСНЫМ, ЧЕМ ПРЕДЫДУЩЕЕ, КОГДА Я ПУТЕШЕСТВОВАЛ ПО СКАНДИНАВИИ. СЕЙЧАС Я ВЕРНУЛСЯ К СЕМЬЕ, МНЕ ТЕПЛО. И Я МОГУ ОТСЮДА РАБОТАТЬ, В ОБЩЕМ, НА ЛЮБУЮ КОМПАНИЮ МИРА , ПИСАТЬ ЛЮБОЙ СЦЕНАРИЙ. БЫВАЮТ ТАКИЕ МОМЕНТЫ В ЖИЗНИ, КОГДА ТЫ НЕ ПОНИМАЕШЬ ДО КОНЦА, «ЗАЧЕМ». НО УЖЕ ТВЕРДО ОЩУЩАЕШЬ, ЧТО «НАДО». Я ПОЗВОЛИЛ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ТАК СОЙТИСЬ, И КАЙФУЮ ОТ ЭТОГО. ЧЕЛОВЕК ВЕЗДЕ ОДИНАКОВ – И КАКИМ БЫ ЗАТХЛЫМ НИ КАЗАЛОСЬ ПРОСТРАНСТВО, НЕ ПОМЕНЯВШИСЬ ВНУТРЕННЕ, НЕ ПОЧУВСТВУЕШЬ СВЕЖЕСТИ ВОСПРИЯТИЯ. УМЕНИЕ УВИДЕТЬ ХОРОШЕЕ ВАЖНО «ПРОКАЧИВАТЬ».
Какие фактические планы вы вынашиваете относительно самой институции?
Это и запуск новых образовательных программ, и создание новых творческих пространств и проектов. Например, нам бы хотелось увидеть однажды живую площадь искусств на месте площади Чапаева – в режиме open air мероприятий с использованием современных мультимедийных подходов. Скажем, видеомэппинга или AR. Мы уже представили в министерстве культуры Самарской области проект «Мистерия Шостаковичу». Хотелось бы по-новому прочитать имя великого композитора и услышать его произведения в новом звучании. Этот гений места, работавший когда-то в Куйбышеве поневоле, повлиял на большинство авангардных музыкантов и артистов. Дэвид Лэнг, например, говорил мне, что, если бы не услышал Шостаковича, вряд ли бы сам стал композитором. Очевидно, что фестиваль «Шостакович. Самарское время» проводится в этом году не случайно.
Таким образом, вы хотели бы трансформировать восприятие различных классических произведений, пробудив новый интерес у аудитории?
Я называю это «перепрочтением». Привлекая современные инструменты – технологические, медийные – мы сможем обратить внимание молодежи на классику. А институт культуры выступит платформой, медиатором. Такой подход может выражаться, к примеру, в мастер-классах, новых образовательных программах и, как следствие, в привлечении студентов новой формации.
Чего лично вам хочется?
Получать новый опыт и передавать его, позаниматься хедхантингом: взглянуть, кто здесь новый и готов к движению – и вытащить его в публичное пространство.
Вы фактически готовы кого-то продюсировать?
Почему нет? Самому мне очень интересна режиссура. Мне важно совершить переход от медийщика к конструктору, создателю среды и смыслов. Так произошло с фестивалем Esquire Weekend, который я делал три года подряд. Он успел занять свою нишу больших медийно-развлекательных проектов в Москве. Сейчас у меня, к примеру, есть идея соединить техно-культуру с разными видами современного искусства: свет, видеотехнологии, пластический театр, декламация и актерские практики. В Самаре я не знаю подобного. А мне любопытно соединение. И в этой связи институт культуры для меня – благодатная, надеюсь, почва. Я вижу, как преображается Самара, меня это вдохновляет. Но до прорыва еще далеко. Потому на базе института культуры мне важно сделать срез, провести аналитику, собрать идеи, довести их до власти, инвесторов, до реализации. Для того чтобы институту стать культурным хабом, работы предстоит много – и по техническому обеспечению, и по организации. Очень хочется, чтобы пространство было адекватно времени. И в этом плане я очень доверяю молодому ректору Ольге Наумовой, которая пригласила меня работать.
То есть свое решение вы не считаете даунгрейдом?
Нет же, все зависит от угла зрения. Это «закрытое» лето стало для меня не менее прекрасным, чем предыдущее, когда я путешествовал по Скандинавии. Сейчас я вернулся к семье, мне тепло. И я могу отсюда работать, в общем, на любую компанию мира, писать любой сценарий. Бывают такие моменты в жизни, когда ты не понимаешь до конца, «зачем». Но уже твердо ощущаешь, что «надо». Я позволил обстоятельствам так сойтись, и кайфую от этого. Человек везде одинаков – и каким бы затхлым ни казалось пространство, не поменявшись внутренне, не почувствуешь свежести восприятия. Умение увидеть хорошее важно «прокачивать». У меня случилось небольшое возвращение, как у мифологических героев: здесь дерево твое, река твоя.
«Что будет свежего здесь – вода?
Вода, что без спросу уносит слабость.
Вода, чьи товарищи – сны и беда,
Вода, что так мало осталось.
Бесстрашными быть и холодными быть
Нас учит твоё состояние – лёд.
Когда я смогу беспрепятственно плыть? –
Спрошу я. – Ответит, но вряд ли поймёт.
Ты будь посмелее, – заметит, и вдруг
Зеркальным пластом развернётся навстречу.
Пожалуйста, дай побороть мой испуг –
Тогда я тебя полюблю бесконечно».
Сергей Яковлев, декабрь, 2018
Комментарии (0)