Мир постепенно возвращается к режиму до пандемии, но будущее пока выглядит очень туманно. Есть время подвести итоги кризиса и подумать, что будет дальше. Спросили об этом старшего партнера юридической компании «Бизнес-Доктор» Юрия Астапова.
2020 год – високосный. И как тут не верить в приметы! Безусловно, этот год войдет в историю мировой экономики как год кризисов и потрясений.
Началось все с кризиса на нефтяном рынке. При этом никто из ведущих аналитиков в конце 2019 года не предсказывал резких колебаний цен на нефть. Не было ни экономических, ни политических причин для их резкого изменения. Но, вот уж поистине пример роли личности в истории, кто же предполагал, что Россия не договорится с ОПЕК! Падение, да еще такое сильное со всеми последующими «прелестями» в виде резкого обесценивания рубля, с необходимостью корректировки бюджетов разных уровней и т.д. К этому, казалось бы, не привыкать, но на нестабильную бизнес-ситуацию в России это падение цены на нефть оказало сильное давление. Компании спешно начали корректировать свои бизнес-планы, в том числе экспансии, новые направления. Индекс потребительского доверия россиян, начавший было расти, вновь покраснел.
Не добавило оптимизма потребительскому доверию в глобальном масштабе и «битва гигантов»: торговая война между США и Китаем. При более близком рассмотрении это ведь круче холодной войны: посмотрите, появились реальные жертвы, как целые компании (Huawei, TikTok), так и конкретные люди (например, финдиректор Huawei Мэн Ваньчжоу). Да и нам, простым потребителям фактически диктуют: не покупайте телефоны Huawei, они скоро не смогут обеспечить вас глобальными сервисами в связи с санкциями. Между тем, капитализация Apple бьет рекорды: уже более двух триллионов долларов! Что это как не новое явление в мировой экономике? Рейдерство в глобальном масштабе?
Однако, настоящее потрясение произошло, безусловно, после объявления пандемии коронавируса. Вот здесь уж точно все почувствовали себя зрителями фантастического фильма, в котором за часы закрываются границы между странами, разъединяются семьи, паника, слухи, гибель людей. Ну чем не голливудский боевик? Однако, оставим лирику в стороне. Что же на самом деле произошло, и о чем уже сейчас можно говорить как о некоторых предварительных результатах глобального кризиса?
Результат №1: крах глобализации? Что мы действительно увидели, и что действительно удивительно – это как быстро разрушились очень многие глобальные связи: транспортное сообщение, туризм, глобальный обмен информацией, опытом и т.д. И, видимо, это не предел, еще, слава Богу, живы перевозки и почтовые сообщения. И это однозначно урок и опыт, который серьезный бизнес теперь будет оценивать как дополнительный риск.
Результат №2: работа на «удаленке». Это тоже глобальное явление. Одновременно во всех уголках мира люди резко перестали приходить в офисы, если это позволяет бизнес и производственный процесс, и стали работать из дома. Эти бизнес-навыки и, не побоюсь этого выражения, бизнес-лайфхак, безусловно, положительный итог кризиса. Это и экономия времени (не надо тратить время на дорогу), и денег (не нужны большие офисы). Это также мощный стимул для развития средств связи и коммуникаций. Есть еще социальная сторона этого явления: кому-то нравится работа из дома, а кому-то нет. Многие просто не могут сосредоточиться, падает производительность, возрастает аппетит и тяга к холодильнику. Но ведь в любом явлении всегда есть обратная сторона.
Результат №3: массовые банкротства малых и средних предприятий. Это, в общем, закономерный эффект кризиса, своеобразный естественный отбор: выживает сильнейший бизнес и в финансовом отношении, и в отношении силы воли и выдержки его владельца. Здесь очень важна, конечно, поддерживающая роль государства. Разумеется, мы видим конкретные шаги в поддержку малого и среднего бизнеса. Это и кредиты на зарплату, фактические субсидии, отсрочки и освобождения от налогов. Но на практике многие меры сложно реализуемы и низко эффективны. Будем надеяться, что государство и далее будет поддерживать субъекты малого и среднего предпринимательства.
Результат №4: кризис целых отраслей. Здесь, в первую очередь, стоит отметить туризм. Безусловно беспрецедентное падение спроса. Объяснимо и понятно, но неотвратимо. С другой стороны, кризис – это всегда стимул к развитию. В данном случае – внутреннего туризма. С другой стороны, глобальная пандемия – мощнейший стимул для развития медицины и фармацевтики. Это тоже очевидно. Ну, дай Бог. Мы только «за»! Лишь бы в этой фармацевтической гонке не было бы жертв среди мирного населения!
Это, конечно, не все результаты, только самые явные. Но ведь кризис еще далеко не исчерпан. Будем наблюдать и обсуждать все вместе.
Комментарии (0)