Режим самоизоляции застал бизнес врасплох, но по-разному отразился на разных сферах. Пока одни закрывают свое дело, другие продолжают работать и даже успешно. Мы решили узнать, как бизнес живет в новых условиях и адаптируется к ним.
В первой части о жизни IT-компании в самоизоляции нам расскажут Руслан Демьяненко, директор «Ивентишес», заместитель директора по продуктам Mercury Development, и Евгений Демьяненко, заместитель директора по дизайну и маркетингу Mercury Development.
Как сейчас устроен рабочий процесс в вашей организации?
Руслан: Стоит отметить, что для нас пандемия стала такой же неожиданностью, как и для всех представителей бизнеса. Но в отличие от многих традиционных организаций, мы, как IT-компания, хорошо приспособлены к работе сотрудников в режиме самоизоляции, особенно с точки зрения инфраструктуры. Наши офисы и клиенты находятся в разных городах и даже странах, поэтому внутри одного проекта команды часто синхронизируются и работают удаленно.
Айтишники традиционно приверженцы «гибких» процессов. Большинство команд работает по методу SCRUM: одна из его фишек – ежедневные пятнадцатиминутки, когда все члены команды собираются раз в день и каждый рассказывает, что он сделал за прошлый день, и какие планы на этот. Так мы можем обсудить проблемы, с которыми столкнулись и найти оптимальное решение. Такой подход помогает каждому сотруднику чувствовать себя в команде и быть в курсе того, как движется проект. Все 20 лет своего существования мы активно используем инструменты, которые приспособлены для удаленной организации работ. Task Manager для контроля выполнения задач, свою систему отслеживания рабочего времени, мессенджеры и программы для видеосвязи. Сейчас они вдвойне актуальны.
Больших препятствий для перехода на полностью удаленный формат не было, но и без дополнительных затрат не обошлось. Например, понадобилось докупить оборудование, провести дополнительные работы по обеспечению безопасности.
Евгений: Мы разрабатываем в основном мобильные приложения, и тестируем наше программное обеспечение на огромном количестве устройств. В обычном режиме работы доступ сотрудников к любому из девайсов неограничен — достаточно просто зайти к коллеге в соседний кабинет. Но когда все работают из дома такого прямого доступа к устройствам нет, поэтому пришлось закупить их дополнительно.
Некоторые вещи вообще нельзя забрать с собой. Например, один из наших клиентов производит умную фитнес-систему для дома, а мы разрабатываем для них программное обеспечение. Несколько тренажеров приехали к нам из США, в том числе те, которые еще даже не вышли на рынок. Они установлены в кабинете у QA-специалистов и увезти их оттуда невозможно из-за строгого NDA (соглашение о неразглашении – прим.).
Как вы адаптируетесь?
Евгений: Основное направление нашей компании — это аутсорс-разработка. Большинство наших клиентов из США, поэтому у нас и до пандемии была хорошо налажена коммуникация с ними онлайн, поэтому тут на нас ситуация не особо повлияла.
Когда кризис только начинался, у нас немного сократилось количество запросов от клиентов, но по прошествии месяца бизнес за рубежом стал адаптироваться и стали появляться новые заказы.
Конечно, у некоторых наших клиентов бизнес сильно пострадал из-за пандемии. Например, мы разрабатывали программное обеспечение для бронирования услуг на борту корабля у крупного круизного оператора. Сейчас им временно пришлось отказаться от нашей разработки.
Но у нас большой распределенный портфель проектов, поэтому в то же время у других клиентов из-за пандемии дела пошли лучше: многие старые клиенты к нам возвращаются за адаптацией ранее разработанного нами ПО, некоторые компании сокращают свой штат и приходят к нам за аутсорс-разработкой, а, например, те же упомянутые ранее умные фитнес-системы для дома пользуется сейчас большой популярностью, этот стартап набирает обороты, и, соответственно, и для нас работы становится больше.
Главный плюс аутсорс-разработки в условиях карантина – мы берем все сложности удаленной работы на себя и клиентам не приходится беспокоится об этом.
Руслан: Но у нас также есть собственный продукт — конструктор приложений для мероприятий «Ивентишес». В этом сегменте мы лидеры рынка в России — в прошлом году наше приложение использовали на 650 мероприятиях, но из-за эпидемии эта индустрия пострадала, вероятно, больше всех. В апреле этого года должно было состояться 100 событий с нашим приложением. Но в марте, все ивенты стали отменяться один за другим. Нам пришлось на ходу перестраиваться, тут как раз и проявилась наша «гибкость». Мы всего за месяц переупаковали свой продукт в онлайн-решение для мероприятий и уже успели внедрить его на 20 событиях.
Но на продажах это, конечно, сильно сказалось – всего 20 мероприятий вместо 100 запланированных. Поэтому нам пришлось оперативно оптимизировать расходы – пострадали отделы продаж и поддержки этого продукта, мы отказались от офисного помещения в Москве.
Меры государственной поддержки – пробовали ими воспользоваться?
Руслан: К сожалению, никакими мерами господдержки мы пока воспользоваться не смогли. С точки зрения того, как они закреплены юридически, они не могут нас коснуться. Даже «Ивентишес», вроде бы фактически — продукт сферы мероприятий, одной из самых пострадавших областей, но формально мы числимся как IT-компания и получить поддержку не можем. Отсрочки платежей на наш взгляд вообще большого смысла не имеют. В целом весь пакет мер пока не отвечает реальной ситуации – затронуты все сектора экономики, а не какие-то отдельные ниши. На грани краха практически весь малый бизнес.
Что поменялось в ваших взглядах на бизнес?
Евгений: В целом, для нас ситуация изменилась не так критично. Частично командам и раньше приходилось координировать работу удаленно, теперь все работают из дома по одному, но инфраструктура и раньше была заточена на удаленку.
В каком-то смысле эта ситуация даже немного подтолкнула к назревшим шагам. Мы уже начинали задумываться о расширении через возможность удаленной работы, так как и в Самаре и в других городах, где находятся наши центры разработки, стало трудно найти разработчиков подходящей квалификации. Теперь можно сказать, что в период самоизоляции продуктивность сотрудников почти не изменилась, в некоторых моментах даже возросла, поэтому директор компании задумался о найме удаленных сотрудников в штат.
Рост эффективности при переходе на удаленку может быть связан с разными причинами — людям больше не нужно ездить на работу и обратно, освобождается несколько свободных часов в день, которые они тратят на выполнение задач или на повышение своих навыков, не прерываются на общение в коридорах и частые походы на кухню за кофе. Также стирается граница рабочего дня и свободного времени дома и люди перестают замечать время, потраченное на работу. Это, конечно, сложно назвать плюсом, с этим мы стараемся помогать справляться сотрудникам, постоянно напоминаем, что лучше соблюдать прежний рабочий график и во время работы из дома.
Руслан: С другой стороны, этот эффект с производительностью скорее всего кратковременный. Я тоже замечаю, что, несмотря на отвлекающие факторы в виде семьи и детей, моя работоспособность повысилась – больше нечего делать. Но, скорее всего, в таком темпе работать долго не получится.
В целом наш 20-летний опыт показывает, что когда члены команды находятся друг с другом в одной комнате и общаются вживую, эффективность ее работы намного выше. Человек существо социальное и, кроме того, из-за разобщенности какие-то важные детали могут ускользать от вашего внимания, что приводит к ошибочным решениям и затратам на их устранение. Я думаю, многие из работников поймут, что так желанная ими удаленка имеет и существенные минусы.
С точки зрения нашего ивент-направления, несомненно, ситуация уже наложила свой отпечаток на продукт и его стратегическое развитие. Мы уже нащупали новые ниши — речь не только про достаточно очевидный переход в онлайн-мероприятия, но и использование нашей платформы как площадки для постоянной коммуникации различных закрытых сообществ и ассоциаций. Кроме того, этот же продукт активно внедряем в образовательной среде. Например, нас используют в РАНХиГС и крупнейших корпоративных университетах. Есть и еще более неожиданные ниши, но все секреты пока не готовы раскрывать.
Вы стали меньше планировать?
Женя: Мы стали больше планировать.
Руслан: Согласен. Например, как только стало понятно, что приближается кризис, мы разработали три стратегии для ивент-направления: оптимистичный план, средне-пессимистичный и пессимистичный. К сожалению, для нас сработал третий вариант.
Уже сейчас понятно: после отмены карантина мероприятия не появятся моментально. Даже в условиях полного отсутствия запрета на проведение мероприятий, организаторам нужен будет период адаптации до тех пор, пока у них не появится готовность и желание рисковать. Многие понесли большие финансовые расходы в связи с отменами, плюс может быть вторая волна эпидемии. Конечно, восстановление рынка после такого кризиса произойдет не сразу.
Как я упомянул ранее, мы приверженцы гибкого подхода, он называется Agile, основная идея которого — краткосрочное планирование. Мы обычно не планируем на несколько лет вперед — у нас есть большой список задач на пару недель или месяц, которые мы каждую неделю пересматриваем, выбираем самые актуальные на текущий момент и по нему движемся. И в текущих условиях, наверно, такой подход наиболее оптимальный, потому что нет возможности планировать далеко вперед — каждую неделю все ждут, что режим самоизоляции отменят, но этого не происходит и приходится снова пересматривать планы и придумывать новые идеи.
Советы другим предпринимателям – как действовать в кризис?
Руслан: Каждый бизнес, как любой живой организм, по-своему уникален, поэтому сложно дать какой-нибудь универсальный совет.
Если кто-то чувствует, что может быстро перестроиться или его бизнес уже был одной ногой в онлайне или очень к этому близок, то имеет смысл пытаться укрепиться в этой нише. Многие открывают онлайн-магазины, почти все рестораны начали предоставлять доставку или работают на вынос — это хорошие примеры адаптации. Но вопрос экономики: кто-то попробовал и отказался. Нужно смотреть какие готовые digital-сервисы вам в этом могут помочь с минимальными вложениями. Например, доставка товаров через «Яндекс-Такси», конструкторы онлайн-магазинов или вообще продажа своих товаров через чужую площадку как OZON.
Но если вы видите, что вы очень далеки от этой истории или требуется кардинально пересматривать все процессы и дополнительно вкладываться, то, возможно, в текущих условиях имеет смысл немного притормозить, минимизировать свои расходы по максимуму и пережить этот сложный период в анабиозе.
Евгений: Такое резкое изменение ситуации — это тоже определенные возможности. Мы, например, сделали отдельную страничку для помощи бизнесу, расширили свои рекламные компании — огромное количество запросов в поисковиках связано с тем, как выжить бизнесу во время пандемии COVID-19, и мы стараемся адаптироваться к новым условиям.
Во время кризиса важно использовать весь ваш потенциал. Если количество ваших клиентов уменьшилось, можно те внутренние ресурсы, которые вы не можете больше использовать для своего бизнеса, направить на аутсорс — оказывать услуги другому бизнесу, работать по договору подряда и так далее, если, конечно, ваша сфера деятельности это позволяет. Или, наоборот, если свой штат сотрудников стало содержать слишком дорого, для реализации тех же задач можно воспользоваться услугами сторонних компаний. В качестве примера – к нам в апреле обратилась крупная американская компания, которая частично сократила штат и хочет отдать часть объемов по разработке ПО нам на аутсорс.
Можно временно перевести сотрудников на удаленную работу и отказаться от аренды помещения, и, возможно, вам так понравится, что вы после пандемии полностью перейдете на удаленный формат работы. Сейчас это отличная возможность протестировать новый подход. Рассматривайте кризис как перспективу для реализации новых идей.
Руслан: В целом, нам кажется, что будущее за онлайн-бизнесом или гибридом онлайна и офлайна. Те, кто уже прорабатывал возможность работы в онлайн сейчас не без сложностей, конечно, но адаптируются. А тем, кто работал по старинке, приходится гораздо тяжелее.
Комментарии (0)