• Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Поделиться:

5 историй учебы в магистратуре: за и против болонской системы. Часть 1.

Магистратура – противоречивое явление в российском образовании. Одни считают ее пустой тратой времени, а другие воспринимают «вышку» только с двумя дипломами. «СМР.Собака.ru» спросила мнения студентов, которые смогли с помощью магистратуры переехать в другую страну, получить знания в другой сфере и понять, чем они хотят заниматься в жизни.

Вторую часть можно прочитать здесь.

 

Екатерина

Сначала я училась на экономическом факультете РАНХиГС. Как и многие в 17 лет, я не представляла, чем хочу заниматься в будущем: придумывала истории и писала книги, но никогда не хотела учиться на писателя, журналиста или филолога. Казалось, что нужно получить профессию, которая сможет прокормить при любом исходе.

На экономическом с самого начала было тяжело учиться. На первом курсе страдала из-за математического анализа, да и дальше мучилась из-за математики в другом обличии . Мне нравился английский и микроэкономика, а вот макроэкономика – нет. Хотя на курсе упор был именно на нее.

Параллельно на первом курсе я начала слушать лекции в открытом доступе: сначала лекции Дмитрия Быкова по литературе, а потом курс Ирины Кулик по истории современного искусства. Стала читать книги Ad Marginem и Garage и открыла для себя выставки в Московском Музее Современного Искусства или Мультимеда Арт Музее. Бросать учебу и начинать все с нуля я побоялась, хотя уже на втором курсе понимала, что не хочу заниматься экономикой.

У РАНХиГС тогда открылась совместная программа с Garage Museum по арт-менеджменту, но по перечню дисциплин я поняла, что обучение там поверхностное и больше про менеджмент, чем про искусство. Хотелось заниматься именно выставками и стать куратором. Поэтому я нашла магистерскую программу «Кураторство художественных проектов» в РГГУ.


Сначала хотела пропустить год и не поступать сразу после бакалавриата, но потом испугалась, что тогда вообще никогда уже не решусь на учебу.

 Поэтому весной я записалась на подготовительный курс по истории современного искусства, а с сентября начала учебу.

Мне нравится учиться. Большинство предметов связаны с теорией и историей современного искусства: мы обсуждаем проекты и выставки. Из минусов: есть ощущение, что предметы только начались и уже заканчиваются. Нет долгого погружения в течение семестра, как на бакалавриате, поэтому надо понимать, что многое лежит на твоих плечах и зависит от того, насколько ты активен вне учебы.

Разница между экономикой и искусством в том, что в первом случае нас учат использовать язык математики, формул и графиков в решении задач, а во втором мы существуем в мире текстов, обсуждений и собственных эссе. Для меня это проще и естественнее.

Среди ребят, которые учатся со мной, многие пришли из рекламы, юриспруденции и экономики. Но есть и люди, которые уже давно занимаются сферой искусства: художники, музейные работники и даже действующий куратор.


Я не считаю, что магистратура универсально всем нужна. Она необходима, если хочешь заниматься научной деятельностью, идти дальше в аспирантуру, защитить кандидатскую и докторскую.

 Без научного довеска магистратура не так полезна. Для меня это возможность как бы получить второе образование, тратя не четыре года, а только два. Хотя мне иногда кажется, что я недостаточно хорошо разбираюсь в искусстве, как если бы изначально изучала современное искусство.

Теперь я заканчиваю подготовку для кураторства, но уже сомневаюсь, что мне надо быть именно куратором. Зато я бесповоротно погрязла в современном искусстве и уже точно не поменяю область интересов. Ищу свой путь дальше.

 

Павел

Я окончил бакалавриат на физфаке МГУ имени М.В. Ломоносова. Мне с детства нравилось разбираться, как устроены вещи и мир вокруг, я даже некоторое время колебался между биологией и физикой. Физфак – любопытное место: здесь не отдохнешь, зато узнаешь много нового. Студенты выполняют практические задания, а с конца второго курса тебя прикрепляют к одной из лабораторий.

Во время учебы в МГУ я начал заниматься программированием и склоняться к IT, поэтому на магистратуру пошел на аэрокосмический факультет МАИ. После физики многое в программировании усваивается с одного щелчка, работают общие приемы с абстракциями. Я часто скучаю по математике, поэтому в последнее время тянет в сторону анализа данных и машинного обучения: нерешенных проблем там куча и область быстро развивается.

МАИ преподаватели часто устраивают дистанционные лекции через сервисы типа Google Classroom, что экономит время. Магистратура в России – противоречивый период обучения: тяжелой нагрузки нет, но не все успевают написать выпускную работу и заканчивают только через год или бросают учебу.

Из-за того, что магистратура – явление относительно новое, учебные программы до конца не установлены. 


Часто учат тому, что не успели впихнуть в четыре года бакалавриата, либо дают знания по остаточному принципу.

Как это происходит в ЕС: магистратура играет роль повышения квалификации и ступени между студентом и нормальным ученым. Получается, что после бакалавриата проходит несколько лет практики. В России студенты сразу идут в магистратуру, спасаясь от призыва в армию или оставляя за собой место в общежитии. К тому же, получить работу по специальности без магистратуры довольно сложно – работодатели часто считают бакалавриат «ненастоящей» и «фальшивой» вышкой. Я считаю, в текущем виде магистратура в России не нужна, это не обучение, а получение заветной корки и бегство от армии.

 

Текст: Мария Затлер.

Иллюстрации: Валя Зигангирова.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: