В Самару и Тольятти приезжал Павел Павлович Колосницын, археолог, заведующий музеем археологии НовГУ, автор блога об археологии Starcheolog. Он прочел несколько лекций для «Человека наук» и «Сообщества молодых ученых». Что такое работа археологов, какие разочарования им преподносит кинематограф и как можно отыскать глубинный смысл в пивном ларьке – не только об этом Павел Колосницын рассказал порталу «СМР.Собака.ру».
Читал, что археолог немного времени занимается раскопками – ведь есть еще «кабинетная» работа. Так ли это?
Сейчас уже это неактуально – археолог полгода, а то и более проводит в поле. Все из-за засилья спасательных работ на местах строительства. Например, у нас с мая продолжаются раскопки в Старой Руссе – я сюда приехал буквально из траншеи. Хотя, естественно, мы работаем не только в поле. Кабинетная работа – обработка находок, чертеже и составление полевого отчёта занимают времени столько же, сколько и сами раскопки, а часто и больше.
То есть, строительный бум влечет большое количество раскопок?
Да. Это общероссийская специфика, я бы даже сказал общемировая. Спасательные работы по своей массе превосходят научные и требуют постоянного присутствия – прогресс ждать не собирается.
Как вам помогает изучение других дисциплин?
Археология – деятельность, где нельзя быть узким специалистом, ты должен знать понемножку все. Иметь представление о Древней Руси, о других периодах, чтобы отличать вещи из разных эпох, быть фотографом, немного художником, чертежником. Естественно, чем человек больше знает, тем ему легче. Конечно, нельзя быть одинаково просвещенным во всем – приходится обращаться к специалистам
«Среднестатистический» древнерусский человек – какой он?
Тут сложно сказать. Есть сельские жители, есть горожане – среди них различные группы: ремесленники, крестьяне, бояре. Все они живут по-разному. Конечно, современным людям их жизнь совершенно не понравилась бы. Сейчас многие идеализируют ту эпоху: люди жили в гармонии с природой, питались натуральными продуктами, дышали свежим воздухом, не отвлекались на гадкий телевизор. С нашей точки зрения, жили в Средневековье в жутких условиях: постоянно болели, голодали, обитали в тесных и темных домах.
Когда смотрите художественные фильмы, часто ругаете создателей?
Постоянно. В современном российском кинематографе очень редко кто-то пытается передать хотя бы внешний антураж той жизни. Понятно, что тяжело показать представления, мировоззрение людей, язык. Но редко даже обращают внимание на вещественную сторону, которую археологов особенно задевает, ведь мы с ней работаем. Бывает, смотришь: «Ну, как так можно? Этих мечей не было, их вообще через 200 лет использовали! А такой посуды в принципе не существовало!» Случается, увидишь какие-то элементы – порадуешься. Но в целом, художественные фильмы в этом отношении не радуют. Про Средневековье в России нет практически ничего – все на уровне фэнтези.
Насколько тяжело переключиться в другую область археологии, например, на Древнюю Грецию?
Основная база, археологические принципы – одинаковы везде. Вообще, археология состоит из двух частей: раскопать, а потом понять, что раскопали. Методика раскопок универсальна, хотя есть нюансы, но в них можно разобраться в течение двух-трех лет. А вот второй этап, осмысление, требует погружения в специфику и может занять гораздо больше времени.
То есть, это выбор на всю жизнь?
Практически, да. Я очень мало видел археологов, которые бы посередине жизни меняли направление.
В Новгородской области много скандинавских памятников?
Есть целый ряд находок и объектов датируемых периодом VIII-X веков. Я с ними сталкиваюсь мало. В Старой Руссе, где мы работаем, только в самых ранних слоях есть находки, опосредованно связанные со Скандинавией. Самый яркий скандинавский памятник Новгородчины – Рюриково городище. Там в ранних слоях много норманнских предметов, в том числе с руническими надписями. Также показателен могильник Х в. в Пскове со скандинавскими погребениями и яркими находками.
А как монгольское нашествие отражается в находках?
Во время лекции я приводил пример с шиферными пряслицами, которые делались в городе Овруч в Киевском княжестве. В XII- первой половине XIII вв. они были распространены по всей территории Руси, но после нашествия, разрушения города и нарушения торговых путей, пропадают. Вообще, нашествие оказало мощное влияние не только на материальную культуру, а на все стороны жизни. Банально, прекращается каменное строительство на 80 лет – не было мастеров и денег. Где прошлись монголы, многие города уничтожены, некоторые не восстанавливаются – запустение очень хорошо читается.
Как бороться с заблуждениями, мистификациями и «велесовыми книгами» («Велесова книга» — фальсификация, созданная в XIX или XX веке и примитивно имитирующая праславянский язык - Прим. ред.)?
Тут только просвещать, рассказывать, объяснять. Есть научно-популярные лекции, различные издания. Например, про ту же «Велесову книгу» написано многое: убедительно объясняется почему по уровню достоверности это «Властелин колец», только менее талантливо. Часто люди ищут некие древние глубокие смыслы – не может же быть так, чтобы было все просто. И находят смысловые ряды, например, в славянской азбуке. Или измеряют пирамиду, что-то долго вычисляют и находят соответствия с расстоянием до Луны или Солнца. А ведь тоже самое можно сделать с пивным ларьком – померить и найти некие осмысленные значения и соотношения.
Актеры мечтают выиграть «Оскар», футболисты – «Золотой мяч». Какая мечта у археолога?
Спокойно докопать и опубликовать результаты. В археологии подобных премий нет, если только признание коллег.
Возможно ли сейчас открыть новую цивилизацию или все уже найдено?
Вряд ли. Все крупные цивилизации, оставившие след, в принципе, найдены. Но более мелкие вещи: археологические культуры, города, поселения – конечно, еще от нас скрыты. О прошлом мы знаем еще очень мало.
Текст: Талгат Мусагалиев
Фото: Игорь Власенко, архив Павла Колосницына