Мы решили изучить молодую науку в Самаре и понять, кто занимается исследованиями и разработками в университетах города. Первый герой – Давид Овакимян, инженер Центра беспилотных систем Самарского университета имени Сергея Королева.
Откуда ваш интерес к технике? Наверное, вы мастерили с самого детства?
До окончания школы я жил в Сызрани, в городе, который славится военно-вертолетным училищем, что редкость для России. Любовь к авиационной технике появилась, когда нас, еще учеников младших классов, водили на экскурсии по музеям и лицеям. Из множества мест, самым ярким пятном в моей памяти осталось именно это училище. Настоящая летающая техника, стенды, оборудование, грозные, как мне на тот момент казалось, пилоты и преподаватели.
А мастерю я действительно с детства. В рамках пришкольного лагеря мы с ребятами клеили планеры из легкой авиационной фанеры. Тогда, в 90-е, внеклассное образование (кружки, секции) было слабо развито, поэтому приходилось придумывать все самим: мы запускали самодельные самолеты прямо во дворе. А конкуренция, присущая настоящим соревнованиям, возникала сама собой – кто сделает лучше, кто дальше запустит.
Став старше, я перестал заниматься «самолетиками» и увлекся естественно-техническими науками: химией, физикой, математикой. Для меня было важно учиться в школе хорошо, потому что я планировал поступить в достойные вузы. В приоритете стояли Сызранское военно-вертолетное училище и Самарский аэрокосмический университет.
Почему беспилотники? Интерес из детства или желание соответствовать новизне и актуальности?
Я отучился шесть лет в аэрокосмическом по специальности «Конструирование и проектирование радиоэлектронных систем», и сразу после устроился работать в частную компанию инженером-проектировщиком. Именно такая строчка напечатана в моем дипломе. Но «самолетики» нашли меня и здесь.
В компании возникла острая необходимость в создании «беспилотников». Уточню, что это был 2013 год, когда большинство людей мало что о них знало. Так я вернулся к «самолетикам», начав работу над проектировкой беспилотных летательных аппаратов. Они были нужны для проведения предпроектных обследований с использованием фото- и видеокамер. Были сложности потому, что на тот момент уровень развития беспилотной авиации был нулевым. Многое приходилось изучать и исследовать самому. Так я начал заниматься дронами в углубленной форме, в чем мне помогла магистратура и аспирантура Самарского университета.
Так почему же беспилотники? Поскольку я закончил радиотехнический факультет, область исследований в части бортовых радиоэлектронных комплексов для беспилотных летательных аппаратов для меня очень интересна.
В 2015-м я впервые принял участие в конкурсе, сразу во всероссийском и сразу на грант. И победил, с проектом по созданию автопилота для беспилотников! Эти наработки легли в основу моих дальнейших исследований.
Почему решили остаться в университете?
Аспирантура открыла мне дверь возможностей: я писал научные статьи международного уровня, посещал конференции, семинары и симпозиумы. А сейчас я стою на пороге повышения научной степени, готовлюсь к защите диссертации.
Но защита – это не есть цель. Моя цель – погрузиться в новые области знаний, достичь тех глубин в исследованиях, которых, возможно, еще никто не достиг. Быть первооткрывателем, пусть и в узкой отрасли, это – как говорят на сленге – огромный кайф!
Вы больше инженер или ученый?
Мне кажется, инженер, как и ученый, сильно напрягает мозг. Но в отличие от инженера, ученый напрягает еще и сердце. Потому что открытия приходят не из головы, а откуда-то выше. Например, как муза приходит поэту. Только к ученым приходит муза техническая.
Я и инженер, и начинающий ученый. Мне очень хочется развить в себе творческий подход к решению технических задач. Быть ученым круто потому, что только он может изменить мир к лучшему.
Расскажите о своих успехах, которыми вы гордитесь?
Одного громкого успеха, которым я горжусь, нет. Есть микроуспехи, которые в совокупности и образуют тот «огромный успех». Это научные публикации в серьезных изданиях, участие в международных конференциях, участие в разработках и проектах в области беспилотной авиации. Меня вдохновляет сама работа. Показывать свои наработки авторитетным в профессии людям важно. Профессиональные знакомства, которые позже превращаются в крепкую дружбу.
Чем занимаетесь помимо работы в университете?
Как ни странно, увлекаюсь гонками дронов. Пока что только наблюдаю и готовлю к ним своих студентов, так как у самого времени не хватает. Мне важно продвигать в такие мероприятие студентов, я хочу, чтобы они максимально активно проявляли себя.
Хочу поделиться радостью, которую почувствовал совсем недавно. Мне всего лишь 31 год, а мои ученики уже занимают призовые места на крупных российских и международных конкурсах. Новое поколение увлеченных беспилотниками специалистов уже на подходе!
Текст: Мария Берсудская, Талгат Мусагалиев.
Фото: архив героя.
Комментарии (0)