Сегодня тот, кто не согласен с официальной системой образования, может учиться в частной школе. В Самаре их больше десяти. Мы нашли выпускников нестандартных заведений и узнали, сложнее ли учиться в небольших группах, какие предметы изучают дополнительно и как это влияет на будущее.
Виктория, частная еврейская школа «Ор Авнер»: «Обучение было почти индивидуальным»
Я училась в «Ор Авнере» 10 лет. Сначала нас было семь человек в классе, но к 11 классу осталось трое. Мне нравилось учиться, потому что я люблю узнавать новое. А в классе у нас всегда был прямой контакт с учителями, поэтому можно было спрашивать, что угодно.
Учебный день начинался с молитвы, а потом были уроки: в начальной школе до шести вечера, а в старшей до четырех. Из-за религиозных правил девочкам надо было носить юбку ниже колена, а мальчикам – кипу. Выходных было больше, чем в государственных школах: мы учились пять дней в неделю, отмечали свои национальные праздники, а помимо обычных каникул между четвертями у нас были дополнительные в сентябре и марте.
В общеобразовательных школах обучение обязательно должно быть светским. В религиозных школах обучение тоже строится по общепринятым программам, просто добавляются дополнительные предметы. У нас это был иврит и национальная культура. Суть в том, что у тебя есть выбор: идти в такую школу или нет.
Знакомить детей с историей возникновения религий и национальностей – это очень хорошо. Это нужно для общего развития и для развития толерантного отношения ко всем людям. Но отдавать предпочтение в обучении одной религии нельзя.
В то время, когда я там училась, мне было достаточно моего школьного окружения. Мы никогда не скучали, постоянно веселились, свободно общались с младшими ребятами. Мне нравилось, когда несколько классов объединяли у одного классного руководителя, и мы вместе делили кабинет. И теперь точно эта дружба осталась на всю жизнь. Но когда я пошла в университет, мне стало сложно сходиться с новыми людьми.
Не скажу, что школа оказала на меня какое-то религиозное влияние. У меня есть дополнительные знания в вопросах религии, и я их могу использовать в докладах. Я даже писала курсовую на тему свободы совести и вероисповедания. Экзамены, кстати, сдала на высшие баллы и поступила на бюджет. Мне не нужны были репетиторы, потому что обучение и так было почти индивидуальным.
Анастасия, Вальдорфская школа: «То, что мне дали в школе – очень полезно»
До старшей школы нельзя было пользоваться телефонами
Я училась в Вальдорфской школе 11 лет. В школе два корпуса, у каждого класса есть кабинет, в котором он проводит год. В кабинетах потолки разной формы, а стены покрашены определенным цветом. И каждый год школьники переезжают из класса в класс.
Ты играешь в деревянные вещи, которые делаешь сам или с родителями. У меня была кукла, набитая шерстью. Еще у каждого была своя флейта, на которой играли в оркестре. У нас не было дневников и оценок до 9 класса, домашнее задание задавали, но ты мог его не делать. В основном, надо было написать эссе, как ты понял урок. До старшей школы нельзя было пользоваться телефонами.
На протяжении эпохи изучают один и тот же предмет каждый день
Учеба начиналась с основного урока, который шел около двух часов. Основной урок разделялся на эпохи, одна эпоха – примерно одна четверть. На протяжении эпохи изучают один и тот же предмет каждый день. Допустим, эпоха физики или эпоха биологии. Занятие обязательно начиналось с ритмической части, чтобы ребенок проснулся. Это могла быть игра с деревянными элементами, скороговорки или чтение стихотворений. После завтрака продолжались традиционные предметы по 45 минут.
У нас было много творчества: ремесло, музыка, хор, рисование форм, эвритмия, театр, работа с речью. На ремесле мы сначала вязали на пальцах, потом на крючке и спицах: вязали чехлы для флейт, валяли валенки, плели корзины, шили на машинках. В творческих предметах участвовали и мальчики, и девочки. Поэтому все мальчики умеют вязать, вышивать крестиком, делать табуретки, играть на флейтах, петь и танцевать.
Мне нравилось учиться, потому что любые процессы всегда показывали наглядно. Мы начинали изучать вещи с азов. На уроках нет тупого зазубривания, а материал дают в соответствии с возрастом. В начальной школе на эпохе русского языка мы изучали формы, из которых происходят буквы, сами делали чернильницы и писали пером. С самого начала вместо тетрадей у нас были альбомы – сшитые нитками листы, в которых мы писали и рисовали. Нас учили писать на пустом листе, причем не шариковыми ручками, а перьевыми.
У каждого была своя флейта, на которой играли в оркестре
Мы сами шили костюмы для спектаклей, писали хокку и рисовали тушью иллюстрации, занимались скульптурой и резьбой по дереву. То, что мне дали в школе – очень полезно для человека. Многие пытаются обрести эти знания уже во взрослом возрасте: учатся размышлять, наблюдать за природой, созидать, творчески воплощаться, а у меня это есть, и я могу это применить.
Мы не только занимались творчеством, точные науки тоже преподавали. Да, возможно, не на уровне технического лицея, но кто хотел поступать на эти специальности, занимался дополнительно и хорошо сдавал экзамены. В 10 классе все проходят обязательную практику немецкого языка и ездят по обмену в Германию, где живут в семье и ходят в школу.
В школе принято отмечать особые праздники. Например, в День Михаила вся школа выезжает в лес, и старшие классы готовят маршрут по лесу, где нужно пройти испытания на сплоченность, доверие и отзывчивость. Посыл праздника – добро всегда побеждает зло. В ноябре, когда на улице темно, отмечают праздник фонариков. Перед рождеством в классах ведут адвент-календарь, а классный руководитель каждую неделю зажигает свечи. На выпускной каждый класс дарит подарок выпускному классу.
Даниил, частная школа НОУ «Интеллект-плюс»: «В частной школе я стал чувствовать себя увереннее»
Я учился в «Интеллект-плюс» с конца восьмого класса, и наша параллель была первым выпуском в этой школе. Мы чувствовали себя крутыми, поэтому даже мыслей не было, что что-то пойдет не так. К тому же родители хорошо знали мужа директрисы.
До этого я учился в техническом лицее и это было ужасно, потому что там мало раскрывался потенциал учеников. В частной школе уже через пару недель учебы я стал чувствовать себя намного спокойнее и увереннее, стало легче заводить новые знакомства и общаться с людьми.
После нашего выпуска в школе многое поменяли: дисциплина стала строже и добавили новые уроки. Когда я учился, у нас была свободная форма, перед 10 классом мы выбрали себе профильные предметы, остальные изучали на базовом уровне. Физкультуры не было. Учились по парам, но некоторые предметы были и по одному уроку.
Кормили там просто шикарно, добавку при желании наливали. Я обычно по две каши съедал на завтрак, хотя некоторые с презрением смотрели на еду в столовой.
Я не гнался за сотней баллов на ЕГЭ, сдал экзамены, как планировал, и поступил на бюджет в Петербург. Думаю, если бы я остался учиться в лицее, то сдал бы экзамены точно так же. Другой вопрос в том, что, смотря на выпускников лицея, я понимаю, что это конвейер инженеров.
Сейчас учусь в Университете Промышленных Технологий и Дизайна на Технологии художественной обработки.
Текст: Мария Затлер
Иллюстрации: Полина Вагнер
Комментарии (0)