Когда у человека есть мечта, он готов ждать ее исполнения даже одиннадцать лет. Именно столько времени прошло с момента, когда у рестораторов – которые на тот момент еще не были рестораторами – Евгения и Ирины Козаченко появилась идея открыть ресторан на улице Куйбышева до торжественной церемонии официального открытия шестого заведения сети Koza Family. Узнали, с какими сложностями можно столкнуться, получив в распоряжение историческое здание, и почему развитие ресторанного проспекта помогает городу поддерживать статус курорта.
ВИЖУ ЦЕЛЬ – НЕ ВИЖУ ПРЕПЯТСТВИЙ
Ирина: Мечта открыть какое-то заведение именно в этом помещении и на этой улице родилась у меня одиннадцать лет назад: я тогда еще была домохозяйкой и как раз родила Василису. У нас был план открыть в Самаре бургерную: в те годы в этой нише в нашем городе работал только «Макдоналдс», это еще не было мейнстримом, и никто даже представить себе не мог, что фастфуд может быть модными и ассоциироваться с высокой кухней. У нас тогда даже проект был, с которым нам помог Сергей Жерноклев: мы планировали поставить кухню в центре зала, чтобы жарить бургеры на виду у гостей. И собственники здания были не против, и вдохновения, желания и мотивации было хоть отбавляй. Вот только денег на реализацию проекта мы найти не смогли: банки в нашу мечту не поверили – так и пришлось потратить вдохновение и мотивацию на строительство сети Koza Family. Но мечта осталась! Я люблю гулять по старому городу, поэтому часто заходила в магазин, который здесь открылся, просто чтобы полюбоваться на лепнину на высоких потолках. И всякий раз покупала какую-нибудь мелочь, чтобы никто не подумал, что я зашла просто так. А после того, как мы открыли шесть ресторанов, состоялась еще одна встреча с собственниками: в этот раз все сложилось в нашу пользу. Вот только я бы не стала говорить про удачу – главную роль сыграли труд, опыт и настойчивость. Наверное, просто пришло время: нам нужен был флагманский ресторан – стильный, элегантный и с панорамными окнами. И это помещение было идеальным: старая мечта, шикарная локация и соответствие требованиям, которые предъявляются к ресторану. Так что, как говорится: у меня была цель, и я к ней пришла.
Евгений: Тут стоит отметить, что собственники приняли наше предложение потому, что им была интересна не только стабильная аренда, но и развитие пространства. Поэтому мы собираемся развивать не только первый этаж: у нас большие планы на нижнее помещение и выход во двор.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РЕСТОРАННОГО ПРОСПЕКТА
Ирина: Мне нравится, что улица Куйбышева становится самарским вариантом питерской улицы Рубинштейна и столичных Патриков. Здесь нет конкуренции между ресторанами, скорее наоборот: из-за того, что улица превратилась в центр притяжения, сюда приходят и приезжают, не бронируя столики. Потому что знают: здесь в любом случае найдется место и будет куда пойти. Здесь доступно то, что испанцы называют ir de baras: когда люди фланируют от бара к бару, не задерживаясь ни в одном заведении и устраивая в каждом из них легкий перекус без нашего традиционно-полновесного «первое-второе-компот». Где-то стаканчик, где-то закуску, где-то потанцевать – и каждый найдет то, что ищет. Можно сказать, что улица Куйбышева стала центром культурной жизни города.
Евгений: Мы рассматриваем тот факт, что наш ресторан стал частью общей инфраструктуры этого центра, как преимущество, а не как недостаток. Плюс это дает нам мотивацию сохранять и поддерживать определенный уровень качества. И предлагать гостям альтернативу концепциям, которые уже работают на улице Куйбышева.
ОСОБЕННОСТИ УЛИЦЫ С ИСТОРИЧЕСКИМИ КОРНЯМИ
Евгений: Мне кажется, в развитии улицы Куйбышева больше стихийного, чем системного. А началось все с того, что она стала украшением самарского этапа чемпионата мира по футболу: ее отремонтировали и подготовили к этому событию. Это наложилось на историю шопинга: сюда же приезжали покупать люксовые бренды. А теперь к бутикам добавились другие развлечения и новая культура – гастрономическая. В конце концов, где еще сидеть в ресторанах, как не в центре города? Так и получилась, что улица стала настоящим туристическим магнитом, причем приезжают сюда не только из спальных районов, но и из других городов и стран.
Потому что, если класть на одну чашу весов денежно-деловую мотивацию, а на другую любовь к городу, любовь, конечно же, перевесит.
Ирина: Все просто: если брать за основу деловой подход, выбор между открытием в старом городе с высокой арендной ставкой и жесткими ограничениями по ремонтным работам и проектировочным решениям или на условной Дачной, где можно построить собственное здание с нуля, очевиден. Но! Нельзя же все измерять деньгами. И о престиже забывать тоже не стоит: ресторан на улице Куйбышева - это шик! Красивый интерьер, роскошный экстерьер и весь город как на ладони.
Евгений: Тем более, когда это твой ресторан в двух шагах от дома. Мы живем в старом городе, и эта шаговая доступность добавляет флера и атмосферы. Представь себе: любимая работа в любимом месте любимого города в двух шагах от дома!
Ирина: У меня есть еще одна мечта: стать хозяйкой старинного особняка. И чтобы на втором этаже жилое здание, а на первом – мой ресторан. Давно хожу по Молодогвардейской и присматриваюсь: там есть много милых двухэтажных зданий. Если бы такие здания переходили в частные руки, у них был бы шанс на новую жизнь, и они бы могли приносить пользу городу. Впрочем, я верю, что рано или поздно так и случится: появятся какие-то гранты и субсидии, чтобы развивать это направление.
ГЛАВНОЕ – НЕ ИСПОРТИТЬ
Ирина: Мне кажется, главная задача владельца здания с историческими корнями - не испортить и не усугубить. Не перегрузить его какими-то своими смыслами и обеспечить гармонию между прошлым и настоящим. Чтобы получилось комфортное пространство: без ярких красок, «ну, вот опять налепили» и какофонии цветов и звуков.
Евгений: Ответственность за силу исторического места состоит в том, чтобы не впихнуть ничего лишнего: здесь все сделали за нас сто лет назад. И сделали красиво, поэтому важно это не сломать. Поэтому мы даже историю этого дома изучили перед тем, как начать обустраиваться. В реестрах это здание называют доходным домом Калачева, но у здания было много хозяев, включая знаменитое купеческое семейство Шихобаловых: можно целую книгу написать про историю этого места. На месте нашей «Козы» был ресторан «Бристоль», а под нами – в том месте, которое мы будем развивать как бар «Кутеж» – в досоветское время работал пивной бар. Такая вот получилась историческая спираль. Представь себе: прямо здесь, где мы сейчас сидим, сто лет назад трапезничали самарские купцы. Обеды – двадцать блюд на выбор – с часу до шести и ужины до двух часов ночи. И даже цены сохранились: от двадцати копеек за блюдо! По вечерам здесь играл пианист, а по средам угощали московскими расстегаями с визигой и волжской осетриной.
Ирина: Исторический круг замкнулся очень красиво: мы выяснили, что история коммуникации этого зала с нижним этажом существует, когда обнаружили под слоем новодельной штукатурки лестничный проем. И мы эту коммуникацию восстановим! И сделаем лучше, чем было, потому что дублировать столетнюю концепцию с пирожками с визигой и потрошками не хочется. Тем более, это не очень интересно. И не очень наше.
КРАСОТА СПАСЕТ МИР
Ирина: Мы сразу поставили перед собой задачу сделать красивое место. И не ошиблись с выбором дизайнера: после того, как мы с Машей Яшиной сделали ресторан на Просеке, я знала, кому доверю этот проект. Это невероятно крутой специалист с тонким чувством света и стиля. Я знала, что она станет гарантией от китча и сможет тонко соединить историю и настоящее.
Евгений: Стоит обратить внимание, что один из главных объектов притяжения в здании – это роскошный потолок, который мы совсем не трогали. Его нужно было просто грамотно подсветить. И здорово, что нашим гостям пришлась по вкусу эта эстетика.
Ирина: А если всмотреться, можно увидеть двенадцать духов из прошлого, которых мы называем духами рождества! Сегодня так уже не строят. И не только потому, что современную архитектуру определяют скорость и время. Просто новострой «под старину» будет смотреться немного китчевым: важен исторический контекст. Поэтому интереснее «оживлять» старинные здания: мне нравится следить за коллегами и мелочами в их работе, которая вызывает искреннее уважение. Повторюсь: мы не относимся к этому как к конкуренции! Только радость и гордость: и за коллег, и за город. Приятно, что не только мы делаем крутые проекты! И приятно, что мечты сбываются: я до сих пор не верю, что это мое помещение и мой ресторан, можешь себе представить? И я хочу сказать только одно: наша история только начинается и у нас огромное количество планов. Работаем, чтобы здесь появилось второе пространство, которое будет отличаться по концепции: с сочной музыкой и крепкими напитками.
Евгений: Подвальное помещение требует серьезной реконструкции. Сейчас мы уже провели некие работы и появились осязаемые планы, но сначала нам даже не верилось, что получится что-то сделать: тут полы сантиметров на шестьдесят провалены были. Так что впереди много работы. А еще у нас есть перспектива выхода во двор: здание частное, значит, мы тут никому не помешаем. Представляешь: собственная терраса, закрытая от шума и трафика, прямо в центре города! Уверен, эта площадка станет центром притяжения для тусовщиков. Но это я рассказываю не для того, чтобы похвалиться, а ради того, чтобы подчеркнуть – это не дерзкая попытка срубить бабла, и мы тут по любви и надолго.
Фото: Максим Монахов
Комментарии (0)