• Город
  • Портреты
Портреты

5 историй учебы в магистратуре: за и против болонской системы. Часть 2.

Магистратура – противоречивое явление в российском образовании. Одни считают ее пустой тратой времени, а другие воспринимают «вышку» только с двумя дипломами. «СМР.Собака.ru» спросила мнения студентов, которые смогли с помощью магистратуры переехать в другую страну, получить знания в другой сфере и понять, чем они хотят заниматься в жизни.

Первую часть можно прочитать здесь.

 

Наташа.

На бакалавре я училась в МАрхИ по специальности «Проектирование жилых и общественных сооружений». Оставаться на магистратуру в МАрхИ не хотела, потому что за пять лет уже взяла от института все что можно. Поэтому поступила в Миланский технический университет – было несколько причин уехать. Я учусь практически бесплатно в одной из самых дешевых архитектурных школ за границей и даже получаю стипендию. Меня привлекла Италия: до моря ехать всего два часа, а до Альп – 40 минут. Нагрузка здесь больше, чем в МАрхИ, но я успеваю наслаждаться жизнью. К тому же, мой молодой человек – итальянец, это сыграло определенную роль в выборе страны для магистратуры. И последнее: итальянцы – мастера детальности и графики, мне хотелось поучиться проектированию именно у них.

В России я три года проработала в архитектурном бюро во время учебы. Хотелось попробовать в другой стране и набраться опыта, но найти в работу в Италии – задача не из легких. Возможно, найду в другой европейской стране, сейчас же моя главная задача – написать диплом за два месяца на высший балл.

При составлении учебного плана в Италии можно выбирать интересные тебе предметы. Мои любимые дисциплины – проект, история и теория архитектуры, социология в архитектуре и климатология (курс про глобальное потепление и взаимосвязь климатического кризиса с архитектурой).


Обучение проводится в группах, и мне было сложно – в России мы привыкли учиться по одиночке. Хотя я научилась большему у интернациональных одногруппников, чем у преподавателей. 

В университете не хватило предметов по праву и другим вещам, с которыми архитектору приходится сталкиваться в жизни. Отдельный пункт учебы в Милане – практика. Она включена в план, и относятся к ней серьезнее, чем в Москве. Классно, что институт заставляет выйти на работу и попробовать себя в другой стране.


Человеку, который учился на бакалавра в МАрхИ, магистратура не нужна. Никто из моих знакомых не получил принципиально новых знаний за два года учебы.

А среднестатистическому итальянцу, у которого бакалавр длится всего 3 года, необходимо доучиться, чтобы добрать до российских пять лет. Но я рада, что закончила магистратуру, потому что обладать магистерским дипломом приятно. Хотя я бы могла легко получить такие же знания на работе или практике.

 

Анна

Я начала обучение на филфаке МГУ на кафедре теории и практики перевода. Примерно со средней школы я постоянно загоралась идеями перевести что-то «очень важное». У меня до сих пор есть тетрадочка с собственными переводами стихов и песен. С ними я и пришла в МГУ.

Учиться нравилось, но временами было очень тяжело. Мне по душе филфак, потому что тут получаешь доступ к кладовой знаний и представлений о жизни, которые были у человечества в разные века. Такое редко пригождается в жизни, но это уникальный опыт, что-то из фильма про Доктора Стрэнджа, когда он заглянул в портал и все познал.

На магистратуре я тоже училась на филфаке, но на кафедре дискурса. Выбрала это направление, потому что там было все: нарратология, язык кино, история театра, теория адаптаций, изучение инаковости в литературе и кино, изучение звуков города. Все, что связано с текстом, но редко изучают на филфаке.

Когда я поступала на магистратуру, кафедра дискурса впервые приняла под крыло группу постоянных студенток. До этого преподаватели кафедры вели спецкурсы, руководили дипломами, но не шефствовали над собственной группой. Идей для обучения было много, а организация хромала. У нас были гениальные преподаватели: за два года я выросла. Это видно, если сравнивать дипломные работы бакалавриата и магистратуры.


В современном мире магистратура играет странную роль. 

Без нее можно было бы легко обойтись в том виде, в каком она есть сейчас, потому что это не совсем понятная ступенька между бакалавриатом и аспирантурой. На нее прыгают те, кому хочется сменить специальность, кому немножко страшно сразу идти работать, кому нужна аспирантура и кому просто сказали, что без магистратуры высшее не высшее. Это нерационально, мне кажется.

Главный минус магистратуры – она не дает никаких бонусов у работодателя, если только не собираешься работать в том же вузе, где учишься. Всем абсолютно все равно, какого цвета твой диплом и окончена ли магистратура – важен опыт работы и сертификаты для подтверждения навыков.

Дальнейшее обучение я продолжать не стала, потому что хотелось найти уже работу. Моя любовь к переводу и глубокое изучение интертекстуальности в адаптациях вылились в авторский перевод сериала «Сообщество» с примечаниями насчет многочисленных отсылок. 


Здорово, когда бакалавриат и магистратура оказываются полезными именно в своем сочетании. Это лучшее, что можно пожелать сегодняшним магистрантам.

Наталья 

После школы я училась на физическом факультете СамГУ, позже на факультете культуры в Санкт-Петербургском университете профсоюзов. Специальность – связи с общественностью. Тогда не было деления на бакалавриат и магистратуру, только специалитет. Направления выбирала по интересам, да и учиться нравилось.

Сейчас учусь в магистратуре Самарского университета по программе «Социальный анализ новых медиа», – направление попадает в сферу профессиональных интересов. Из плюсов учебы: я могу учиться на очной форме в университете вечером.

Я была в разных вузах, на разных специальностях и в разное время. 


Проще сказать, что объединяет обучение: любой институт предполагает самостоятельную работу и самодисциплину. От этого напрямую зависит качество полученного образования.

 

Текст: Мария Затлер

Иллюстрации: Валя Зигангирова 

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: