Представляем серию материалов о практикующих верующих в современном мире.
Сегодня религия и православные обряды часто воспринимаются как нечто устаревшее. Христианство у многих ассоциируется с патриархом на дорогой машине и в золотых часах. Тем не менее, религиозные сообщества продолжают существовать, и их популярность набирает обороты среди молодых людей. Спросили у приверженцев основной религии страны, как им живется в современном мире. Герои материала: Анна (А) и Александр (С) Щепачевы
Как вы начали придерживаться христианства и практиковать его?
С: В мою жизнь это вошло как-то органично. Я пришел к вере, когда у меня был конфликтный возраст – лет 13 – я бушевал. Это было ненавязчиво со стороны родителей. Мама говорила: «А хочешь, сходим в храм?», и я соглашался, чтобы ей не было скучно. Со временем я стал понимать, что это цепляет, это было интересно. Впоследствии я стал читать об этом, и, соответственно, знать об этом даже больше, чем мама. Сейчас смотрю на нее и понимаю, что она сама не до конца в этом разбирается и не совсем понимает, во что она верит. Совсем другое дело, когда ты к этому осознанно подходишь.
А: Я ходила в храм в классе восьмом во время летних каникул в деревне. Ходила сама, так как мои родители – православные христиане чисто номинально. Посещала церковь, потому что мне нравилось, как там пахнет ладаном: возвращалась домой и нюхала платочек. Потом это вроде как закончилось. Поступила в Горный университет в Петербурге и на первом курсе узнала о существовании студенческого церковного хора. Через пения я стала углубляться в религию: ведь нельзя просто петь, важно понимать, что ты делаешь. Поэтому я начала изучать, читать, общаться – так постепенно это пошло.
Как близкие люди отнеслись к вашему решению?
С: Отец очень скептически относился к тому, что мы с мамой ходили в храм. Ему все не нравилось, он возмущался по этому поводу. Потом он уже сам втянулся через какое-то время – это вещь заразительная.
Зачастую сама эта форма бывает испорченная: человек может быть негативен, хотя позиционирует себя как христианина. А на самом деле – он козел козлом.
У нас с родственниками были некоторые конфликты, они этого не понимали. Такое часто случается из-за неофитства, когда люди приходят в веру и закрываются от семьи, от родственников. Никакого веселья, ведь веселье – грех. А потом понимаешь, что суть не в том, что нельзя веселиться, суть в чем-то большем.
А: Я пришла к вере сама. Я была далеко от своей семьи, и во время разговоров по телефону мама выражала свои сомнения по поводу этого. Она не знала, что при университете может быть храм – думала, может быть, это секта. Но у нас была молодежная община. Само по себе слово «община» очень настораживающее, хотя исторически это нормальное слово, обозначающее родственные связи по интересам между людьми. По началу родители относились к этому скептически, но потом сами приезжали в гости, приходили к нам в храм и видели этих людей, с которыми мы общались и составляли нашу студенческую общину. И все нормально воспринималось, но сами они еще к этому не пришли.
Нужно ли совершить какие-либо обряды, чтобы стать христианином?
С: У нас, русских, такая традиция – крестить с детства. Это как оберег: принес, окунул ребенка, и он не заболеет. С самого крещения мы уже считаемся членами церкви, ее адептами. И если позже ты решаешь стать истинным христианином, то уже не нужно делать ничего особенного: ты считаешься заблудшим, но все-таки членом церкви.
Важно найти духовника, который будет тебя укреплять. Часто, когда соприкасаешься с верой, внутри есть душевный порыв, который впоследствии начинает затухать. Но хорошо, если есть определенный руководитель, который учит не зажечься слишком сильно, чтобы не сгореть. Он тебя и охлаждает, когда ты слишком горяч, и подогревает, когда ты слишком холоден. Эдакий духовный инструктор. Такой человек нужен на любом этапе. И у меня был такой человек – он был не намного старше, но все время что-то объяснял. Мне было 14, ему 20 с небольшим. С 17 лет он находился в монастыре и уже рассказывал, что к чему.
Важно сказать, что даже если ты, например, католический священник, ты можешь прийти в православную церковь и сохранить сан священника. Есть определенный обряд – чин присоединения к православию, где человек отказывается от учений, которых он придерживался ранее, и соглашается с нашим.
Какие особенности есть у веры?
А: Любовь.
С: Ни убавить, ни прибавить. Ну еще, возможно, истинность вероучения. Остальные конфессии все ненастоящие. Любовь – главный двигатель христианства. Любовь к Богу и любовь ко всем людям.
А: Как у хиппи.
Какие ритуалы обязательны для выполнения в христианстве?
А: Нет того, что ты должен делать обязательно. То есть нет какой-то определенной инструкции. Все делаешь из любви и, возможно, из боязни обидеть Бога. Если говорить о ежедневных ритуалах, то это определенные утренние и вечерние молитвенные правила, молитвы перед едой и после нее.
С: Основополагающим является Евхаристия – причастие тела и крови, когда ты приходишь на службу и там причащаешься. В этом таинстве соединяешься с Богом, поэтому нужно духовно подготовиться: прочитать молитвы, чтобы душевно настроиться. Перед ритуалом нельзя три дня вкушать мясо, пить пиво с друзьями. Курить тоже, желательно вообще, конечно, не курить. Но можно подойти к священнику и сказать: «Я ничего не прочитал, ел мясо и курил», и могут допустить по порыву твоего сердца, если видят, что тебе это действительно необходимо. Но есть такая вещь, как евхаристический пост, это когда ты должен приходить к причастию натощак, не есть за шесть часов. Это серьезная вещь.
А: Да, исповедь и причастие. То, ради чего люди собираются в воскресенье в храме.
Есть ли трудности, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
С: Недопонимание редко встречается. Бывает, некоторые из знакомых уходят на второй план, когда ты расстраиваешься из-за того, что люди живут инстинктами и не тяготеют к чему-то более высокому.
Такое общение сходит на нет. Но бывает, наоборот, к таким людям появляется жалость, хочется помочь им, образумить. Говоришь: «Братан, возьмись за ум, ты что делаешь?».
А: Иногда больше встречается недопонимания с людьми, которые наоборот, очень давно ходят в храм, из-за того, что есть различные традиции, поверья. Особенно с нашими бабушками. Есть какие-то моменты, которые очень сложно переломить.
Как окружающие вас люди и приверженцы других религий в частности относятся к вам?
А: По большей части наши знакомые – чисто номинальные верующие, то есть они в этом даже не разбираются. У меня есть подруга, она мусульманка от рождения. Но так как она общается со мной, она знает больше о христианстве.
С: Мы были на форуме в Петербурге, там был мусульманин, у которого в то время был рамадан (имеется в виду религиозный пост у мусульман – прим.). Они могли вкушать только после захода солнца, а тогда как раз были белые ночи.
А: У него было очень мало времени, чтобы кушать. Но тут надо упомянуть, что это был араб, то есть он из исламской страны, и в нем это больше сидит. Нам интересно было с ним пообщаться. Это вдохновляет, как человек придерживается своей религии и делает это ненавязчиво.
С: К разговору о том, что не только бабушки ходят в храм: это был молодежный форум. На этот форум два-три раза в год собираются около ста человек. Мы выезжали на природу, несмотря на сессию. Люди оставляли все свое житейское попечение и ехали, чтобы абстрагироваться от повседневности и пообщаться с единомышленниками. Потом мы составляли проекты в рамках этой ассоциации, и каждый увозил проект к себе в вуз и начинал его там организовывать. Это было всегда что-то доброе, проекты, нацеленные на духовно-нравственное просвещение молодежи.
А: С нами выезжали священники, поэтому мы всегда имели возможность проконсультироваться или что-то обсудить, и это было очень здорово. Мы придерживались режима дня православного христианина. Пиком было воскресное богослужение. Мы там сами пели, каждый пытался поучаствовать в этой службе, вложить частичку себя.
С: Были даже светские люди, которых насильно отправляли от универа. Они сначала возмущались, а потом въехали, и им понравилось. Они потом несколько лет еще приезжали. Когда такие люди встречаются с верующими, они понимают, что те не какие-то зашоренные, с ними не скучно, есть, о чем поговорить. Может быть они и не становятся христианами, но, по крайней мере, начинают чаще захаживать в храм. Им это становится не чуждо.
А: И в Самаре есть такие движения, только о них мы мало знаем. При университетах тоже можно было бы что-то такое делать. Это здорово, это духовно-нравственное просвещение.
Сталкивались ли вы с какими-либо стереотипами о христианстве?
С: Многие почему-то считают, что храм – это место, где собираются святые люди. И поэтому, когда они приходят в храм и видят, что люди ведут себя не особо благочестиво за его дверями, они разочаровываются в религии. Но этого не стоит делать. Нужно понимать, что это такие же люди, как и ты: тоже могут где-то оступиться, совершить ошибку. Много недопониманий возникает из-за того, что либо на религию возлагают слишком много, либо ее считают театром и не ждут от нее вообще ничего. С этим постоянно сталкиваешься.
Есть любимая цитата из религиозных книг?
С: Меня очень мотивируют слова Христа, что мы – свет миру, и мы – такой свет, который светит для всех людей. И этот свет должен быть таким, чтобы люди, видя его, видя наши добрые дела, шли и прославляли Господа. Это то чувство, когда ты видишь человека и веришь ему, потому что видишь, как красиво он поступает по жизни. Как он никого не обижает и ко всем по-доброму относится. И это мотивирует узнать об этом человеке. Узнать, почему он так делает.
А: «О том, что Христос воскрес, можно говорить каждый день – это константа, постоянно присутствующая правда».
Какой совет вы бы дали человеку, который решил принять православие?
С: Не отчаиваться, если что-то не получается. Каждый раз начинать снова, если совершаешь ошибки.
А: И не торопиться. Потому что быстро ничего не получится. Это очень обманчиво, если думаешь, что все, ты достиг чего-то. Но это невозможно.
Текст: Валерия Ибряева
Комментарии (0)