11 августа в галерее «Формограмма» состоялось открытие выставки Ани Чариков -Миклбург «Anthophobia». «Собака.СМР» побеседовала с художницей об образовании в Великобритании, творчестве и страхе цветов.
Почему выставку решили организовать именно в Самаре?
Самара – мой родной и любимый город. Я всегда хотела, чтобы когда-нибудь здесь открылась моя персональная выставка, но все как-то не удавалось, не было случая. Я давно была знакома с Региной Дрозд - основательницей галереи «Формограмма» и перед отъездом из Лондона она вышла на связь с предложением организовать мою персональную выставку в Самаре. Я сразу же поняла, что мы говорим на одном языке.
Какую идею вы вложили в свой проект?
Проект, который я привезла на суд зрителя, называется «Anthophobia», что означает «страх цветов». Этот страх преследовал меня с детства. Когда я прогуливалась по Ленинградской улице, только и видела на картинах художников восприятие богатства флоры. Это было ярко, красочно, но… иногда так безвкусно! С того момента на цветы в своем творчестве я наложила табу. Даже любуясь шедеврами признанных мастеров, я не понимала, почему они их писали. Не так давно я прочла эссе Джорджа Батая «Язык цветов» и эта тема невероятно меня заинтриговала. Я увидела гораздо более глубокий смысл. Цветы ассоциируются с угасанием, потому что их красота временна, так же, как и все на свете. Роскошные букеты радуют глаз, а через какое-то время они превращаются в отвратительную слизь. Каждая из картин, представленных на выставке, имеет историю, подпитанную философским смыслом жизни, и свой контекст. Со стороны они могут выглядеть ярко, но, если подойти ближе, можно увидеть, что это угасающая красота, жизни в этих цветах уже нет. Проект достаточно необычный - в нем присутствуют вечные темы, в том числе и тема ухода, о которой люди обычно не любят говорить. (прим.ред. - художница намеренно избегает слова «смерть»)
Если цветы вы отвергали, то к чему душа лежала с самого начала? Что нравилось рисовать?
Изначально мне очень нравилось рисовать человеческую фигуру. Здесь важны не черты лица, а правильно ли локтевая косточка соотносится с плечом, цвет кожи. Всем этим я занималась два года. Для меня рисунок с натуры всегда был сложным испытанием. Я могла сидеть и вымучивать модельный локоть до тех пор, пока он не будет выглядеть правильно. Конечно, расстраивалась, когда что-то не получалось, но мой преподаватель настаивал на отличном результате и говорил лишь одно: «Спустя время ты поймешь, что усилия были не напрасны». И действительно, сейчас рисунок с натуры – это не проблема для меня. Следующим этапом было привнести собственную изюминку в живопись. Мои рисунки с натуры выглядят по-особенному благодаря специфичной технике.
Ваше мнение об образовании в Великобритании?
Система образования в Великобритании в творческой сфере отличается от российской. Курс бакалавра называется «Fine Art» – если дословно, то курс изящных искусств. Ты подаешь документы и портфолио для поступления, проходишь несколько собеседований и экзамен, а потом выбираешь, к чему лежит душа. Можешь писать картины, фотографировать, заниматься графикой и дизайном, создавать арт-объекты и инсталяции. Когда я училась, мне удалось попробовать многое: работать со сваркой, керамикой, латексом и со многим другими материалами. На курсе магистратуры в the Royal College of Art более углубленное изучение предмета живописи с академической точки зрения. Я не хотела бы ставить себя в какие-то рамки - говорить, что я живописец. Я современный художник, который занимается тем, что близко мне по духу. Очень люблю делать инсталляции. На выставке «Anthophobia» вы не увидите моих скульптурных работ. Но если вы придете ко мне в студию, то заметите, что я соединяю картины с арт-объектами. В моей творческой практике были и перфомансы, но сейчас мне это менее интересно, чем инсталляции.
Живопись для вас – работа или увлечение?
Я рассматриваю свое творчество с профессиональной точки зрения. Люди, которые меня не знают, спрашивают: «Чем вы занимаетесь?». Отвечаю «Я художник», а далее следует вопрос «Ну, это понятно, а чем вы все-таки занимаетесь?». К сожалению, в обществе бытует мнение, что художник – это ради удовольствия. Сидит по вечерам и от нечего делать рисует. Абсолютная неправда! Это не хобби, а профессия, в которую я вкладываю всю свою жизнь. Существует стереотипный образ художника. На открытиях выставок публика видит со вкусом одетых людей, наслаждающихся общением с публикой. Но они не видят самую главную часть работы до открытия - бессонные ночи работы над картинами и организационные моменты. Быть художником – это большой труд. Этот процесс я воспринимаю как беседу между мной и моей картиной. Иногда даже случаются настоящие баталии. Когда я чувствую, что картина не выходит, что-то не то, приходится ее отложить и перейти к следующей, чтобы спустя время снова вернуться к предыдущей работе. В моей лондонской студии есть картины, которые я начала год назад, но они все еще не закончены. Я чувствую, что полноценная беседа у нас не состоялась и нужно вернуться позже. Быть может, спустя время я смогу закончить её всего лишь за час.
Текст: Арина Гриднева