• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Сергей Лобан

Прогремев малобюджетной «Пылью», в этом году он закончил свой фильм «Шапито-шоу», съемки которого продолжались пять лет. Четырехчасовая картина стала сенсацией Московского кинофестиваля.

У вас нет кинообразования. Что привело вас в кино? Во ВГИКе я действительно не учился. Я окончил Московский государственный институт электроники и математики по специальности «микросварщик». В кино попал с телевидения, которое на тот момент казалось чем-то очень перспективным. Единственная цель, которую я ставил перед собой, — делать что-нибудь интересное. Так я устроился корреспондентом на канал «Столица», где всему и научился: писать сценарии, снимать сюжеты и монтировать ролики.

Как вы оказались на ОРТ? Случайно. В середине 1990-х в «До 16 и старше» постоянно искали режиссеров. Коллектив состоял преимущественно из женщин предпенсионного возраста, и Константин Эрнст собирался закрывать программу как не соответствующую современным тенденциям. Я туда попал на волне омоложения съемочной команды. В новой должности меня первым делом послали на ТЭФИ, чтобы показать, что в «До 16 и старше» работают не только пожилые дамы. Делал я там все, что хотел, эксперименты особенно поощрялись. Думаю, расцвет неформатного телевидения пришелся именно на те годы, конец 1990-х.

Когда вы решили снимать свои фильмы? Постепенно я начал понимать, как устроено кино, по каким законам функционирует изображение. Захотелось делать что-то самостоятельно. Имелись в наличии камера, компьютер для монтажа. И в том, чтобы пойти по стопам Ларса фон Триера, меня уже ничто не останавливало. Он как раз тогда появился со своей «Догмой» и развязал всем руки. Настоящий панк-рок.

Почему вы стремитесь к коллективному творчеству, создаете объединения — сначала «зАиБи», теперь вот «Свои-2000». Я занимаюсь групповым творчеством и всегда работал внутри творческих объединений. Оба моих полнометражных фильма — продукт совместных усилий и размышлений. Сейчас в киноиндустрии в принципе нет такого, чтобы кто-то творил коллективно. Мне очень нравится «Монти Пайтон», ассоциирующийся у зрителей не с одним, а с несколькими людьми.

Сейчас фильм «Пыль» считается культовым, а как его восприняли, когда он вышел? Московский кинофестиваль боялся его показывать, потому что снят он был на цифровую камеру. Они все тогда еще мыслили старыми категориями. И Кирилл Разлогов в каждом интервью говорил: «Мы взяли его, нам кажется, что это хорошее кино, хотя меня потом и будут спрашивать, что я вообще такое отобрал». Точно так же нас боялись и кинотеатры, «Пыль» вышла в прокат одной DVD-копией и собрала сорок тысяч долларов, что для артхаусного фильма — очень удачный бокс-офис.

В отличие от «Пыли», снятой за копейки, бюджет «Шапито-шоу» составил два миллиона долларов. Но и во время работы над «Шапито-шоу» мы постоянно испытывали недостаток в средствах. Случился кризис, проект года полтора простаивал. Но нам повезло, появилась компания Organic Films, которая дала денег. До этого они продюсировали фильмы театрального объединения «Квартет И». Мы сняли четыре части: «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество». Речь в них идет о четырех совершенно разных героях, каждый из которых переживает кризисный период в своей жизни. В финале их истории соединяются в одну. А вот каким образом — увидите сами.

«Шапито-шоу» можно назвать вашим личным итогом 2000-х? Я не думал подытоживать десятилетие, но отношение к современной ситуации в фильме, безусловно, есть. «Шапито-шоу» — это пособие, как выживать в трудных жизненных ситуациях. А еще это история об отношениях между людьми. Молодой человек, посмотрев наш фильм, будет готов к самостоятельной жизни.

Фильм длится почти четыре часа, да еще и с десятиминутным антрактом. Он мог быть короче? Поверьте, это не так уж и долго. Полтора часа на сегодня — устаревший формат. Сейчас все самое интересное происходит в сериалах. Фиксироваться на фильме продолжительное время — вполне нормально для современного зрителя. А прокатчики пока этого не понимают. Фильм «О чем говорят мужчины» стоил миллион долларов, а собрал двенадцать, потому что «Квартет И» снимает типичный сериал, у них везде задействованы одни герои. И зритель идет на них, поскольку заранее понимает, что он там может увидеть. Ему не столько важен сюжет, сколько возможность оказаться с героями в одной и той же реальности. Что гораздо круче, чем 3D. Кстати, мы смеха ради обсуждали возможность сделать «Шапито-шоу» в 3D, да не решились.

Кино выйдет в прокат? Мы с моим соавтором Мариной Потаповой собираемся сами им заниматься. Хотим осенью выпустить картину в двух частях: «Шапито-шоу: любовь и дружба» и «Шапито-шоу: уважение и сотрудничество». Мне кажется, с этой задачей мы справимся лучше, чем кто-либо со стороны.

а еще важно знать, что Сергей Лобан дебютировал в кино короткометражкой «Случай с пацаном» по сценарию белорусского оппозиционера Алексея Чиканоса. В «Шапито-шоу» из «Пыли» перекочевали «талисманы» режиссера Алексей Подольский и Петр Мамонов. Саундтрек к картине написала группа «Карамазов Твинс». В октябре выйдет документальный фильм Лобана о Мамонове «Мамон-Лобан», который снимался три года.

ИНТЕРВЬЮ: АНТОН САЗОНОВ. ФОТО: КИРИЛЛ ЗАЙЦЕВ

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
ФЭШН-КЛАН
Люди:
Сергей Лобан

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: