• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Ольга Тюмина

 Н А У К А  И  Ж И З Н Ь 

Ольга Тюмина

Врач-трансфузиолог высшей категории, кандидат медицинских наук десять лет назад стала руководителем первого в стране банка пуповинной крови. В минувшем году он объединился с Городским центром планирования семьи и репродукции, и теперь Ольга решает все вопросы планирования семьи в губернии.

 

 

Для чего нужна пуповинная кровь?

В первую очередь она помогает в лечении онкогематологических заболеваний — рака крови, лейкозов, апластической анемии. Ее клетки восстанавливают гемопоэз после высокодозной химиотерапии, впрочем, как и донорское кроветворение, не несущее раковых клеток. Благодаря этому человек выздоравливает. Терапия по трансплантации пуповинной крови — последний этап, без которого пациент погибает. Однако, если количество образцов пуповинной крови, находящихся в мировом регистре, увеличилось в двадцать раз, то число трансплантаций в России — всего вдвое.

Почему?

Судьба подобных нашему банков такова, что, заготовив сто образцов пуповинной крови, возможность использования будет только у четырех – остальные хранятся до востребования. Подобрать кровь нужно идеально, иначе произойдет отторжение, и человек умрет. В связи с этим задача государства – заготовить большое количество пуповинной крови, чтобы всегда была возможность выбрать эти четыре процента.

Но пока это добровольная процедура?

Конечно. Женщина, будучи беременной, может ознакомиться с информацией, посоветоваться с родственниками и решить, хочет ли она стать добровольным донором или передать материал на персональное хранение. В первом случае мы за счет государственного финансирования заготавливаем образец пуповинной крови и закладываем его на хранение. Он может быть использован в любой момент, если трансплантационному центру подойдет по генотипу.

Некоторые женщины передумывают и, сдав кровь как доноры, просят переоформить их материал для индивидуального хранения. В этом случае они оплачивают хранение и заготовку, и образец используется только для конкретной семьи.

Правда, что ваш банк — первый в стране?

Да, мы открылись в 2003 году, а в 2010-м первыми в России вошли в мировой регистр. Процедура является основным условием международной интеграции. Таким образом, наши данные появились в общемировом регистре образцов пуповинной крови, в котором находятся также и данные о потенциальных донорах крови. Два года назад мы создали потенциальный регистр доноров-волонтеров, подписывающих согласие донировать кроветворные клетки в случае, если их кровь совпадет с нуждающимся. Кровь сдается только для того, чтобы определить генотип, находится в анонимном виде в общей базе One World Transplantation Group. В него поступают запросы из трансплантационных центров всего мира.

Если можно донировать кроветворные клетки, для чего нужна именно пуповинная кровь?

Пуповинную кровь отправляют лишь тогда, когда не нашли идеального донора. Это сложнее, так как взрослые клетки более зрелые, и у них серьезнее критерии для отбора. Если нашли подходящего по генотипу донора, возможны сложности с его местом нахождения или состоянием здоровья, потому что со времени первичного анализа проходят годы. Хорошо, если из десяти остался один. Пуповинная же кровь тем и хороша, что она лежит в хранилище, к ней прилагаются аликвоты, по которым мы проверяем, подходит ли этот образец пациенту, не размораживая его.

Неужели были случаи обращения в ваш банк из-за рубежа?

Поскольку сейчас все образцы находятся в международном поиске, то мы получаем такие запросы. Первый образец я сама лично вывезла в Голландию. Это было сложно из-за определенных законодательных моментов. Нужно было делать запрос в Минздрав о разрешении к вывозу конкретного образца в конкретный центр. Я сама в бочке везла материал. Сейчас мы нашли фирму, которая занимается таможенным оформлением и международной доставкой криогрузов. После отправки, примерно через год, мы должны обязательно получить отчет о том, проведена ли трансплантация, каковы ее результаты.

Мы ведем свою статистику об эффективности трансплантации. Сейчас она составляет 56% (это значит, что пациент жив в течение года после трансплантации и у него нет рецидива). Это очень хороший показатель. Для сравнения: среднемировой 45%. Хочу подчеркнуть, что это летальные пациенты. Без такой операции они умирают в самые короткие сроки и не имеют этих 56% шансов на жизнь. Эта цифра — самое большое достижение для нашего банка.

Как обстоят дела с трансплантацией в России?

В нашей стране тоже стали делать операции по трансплантации пуповинной крови. Задача на данный момент – увеличить их количество в России не в два раза, а в десять, как в Европе.

Пуповинную кровь можно использовать только для лечения лейкоза? Или есть и другие возможности у этого материала?

Сейчас увеличилось количество работ на эту тему. В Московском институте имени Кулакова активно применяют клетки пуповинной крови для лечения ДЦП. Это тоже в рамках лечения, финансируемого государством. Сейчас мы активно используем пуповинную кровь для получения мезенхимальных клеток. Они могут быть использованы в челюстно-лицевой хирургии для протезов, наращивания костной, хрящевой и жировой ткани и являются очень хорошим материалом для тестирования лекарств, материалов и так далее. На данный момент мы активно работаем в этом направлении. Сейчас мы можем выделить мезенхимальные клетки в том числе и из жира самого пациента. Он приходит к нам, сдает пятьдесят миллилитров жира из живота, мы в условиях лаборатории выделяем оттуда мезенхимальные клетки и передаем для работы стоматологам, травматологам. В зависимости от того, куда попали эти клетки, в той области и происходит дифференциация: если в жир – значит, будет жир, если в кость – то будет расти костная ткань.

С чем связано переименование вашего центра?

С тем, что с октября прошлого года к нам присоединили Городской центр планирования семьи и репродукции, который занимался проблемой вынашивания беременности и гинекологией. То есть мы стали крупнее, все вопросы планирования семьи на областном уровне теперь замкнуты на нас. В рамках этой деятельности мы проводим ЭКО — пять лет назад было открыто это отделение. Тысяча двести супружеских пар в год проходят лечение методом ЭКО, из них тысяча — по государственной программе. Эффективность наступления беременности 50%, то есть каждый второй. Такой уровень эффективности имеют лишь единичные клиники Европы. Средний, хороший, показатель – 38%. У жителей Самарской области появилась возможность сделать это бесплатно. Государственные квоты в большом объеме были выделены с 2012 года, для чего наша клиника три года доказывала свою результативность. Самарская область финансирует 30%, остальное — федеральный бюджет. Сейчас у наших жителей есть возможность не два года стоять в очередь на ЭКО, а всего шесть-восемь месяцев. Кроме того, создано Малое инновационное предприятие, результаты работы которого уже внедрены в нашу деятельность. Тема: разработка диагностических реагентов для диагностики резус-фактора плода по крови беременной женщины. Это в основном для женщин с отрицательным резус-фактором, у которых 80% вероятности, что у плода будет положительный резус и возникнет резус-конфликт. Эти женщины нуждаются в динамическом наблюдении и выявлении иммуноконфликта, несущего за собой возможные гемолитические болезни у ребенка. Эти системы разработаны в условиях нашей лаборатории и предложены впервые в России. На данный момент все резус-отрицательные женщины после одиннадцатой недели беременности стекаются к нам, чтобы определить резус-фактор ребенка. Совпадение 98%. Мы горды таким результатом.

 

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: