• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Александр Эткинд

Ныне профессор Кембриджа, а в прошлом петербуржец, автор монографий о секте хлыстов, мыслителях Серебряного века и развитии психоанализа в России, написал книгу о закономерностях русской истории и дал прогноз о будущем страны.

Вы филолог, психолог, историк, философ. Как вы пришли к этой междисциплинарности, к широте научного творчества?

Это всегда у меня было. И вообще, широкая междисциплинарность — норма гуманитарной науки. Ненормальны, наоборот, упертая узость одних ученых и неразборчивая вороватость других. Я больше сочувствую первым, но на самом деле эти две стороны российской науки тесно связаны.

В советское время подобная широта взглядов ведь не приветствовалась?

Да, в годы учебы и после, во времена моей работы в Психоневрологическом институте имени Бехтерева, я, конечно, с этим сталкивался. Меня, скажем, со скандалом уволили из института в 1986 году — за требование выборности руководства. Дело давнее, но я уверен: если расправившиеся тогда со мной люди живы, они меня вспоминают и им стыдно.

Трудно ученому в тоталитарном обществе?

Хотите знать, что я чувствовал тогда? Горевал о жертвах советского режима, испытывал отвращение к его лидерам. Печаль — более благородная материя, и я ее описал в новой книге, «Кривое горе». Надеюсь, она выйдет и на русском.

У нас пока выходит лишь ваша предыдущая работа, «Внутренняя колонизация». Не опасаетесь, что идея о перманентном внутреннем завоевании как формуле русской истории многим покажется парадоксальной?

Парадоксальная или нет, это не совсем моя идея. В 1904 году великий историк Василий Ключевский писал: «История России есть история страны, которая колонизуется». География играет в ней определяющую роль, но еще важнее политика. Империя была огромной, и с ее ростом проблемы становились все значительней. Территория, подвластная Москве, продолжала расти и после Второй мировой войны, когда распались другие европейские империи. Даже с крахом СССР Кремль потерял меньше территорий, чем та же Великобритания. Огромное пространство было населено великим разнообразием подданных русским и другими народами, которые подлежали колонизации. Время от времени непослушные люди демонстрировали вольнолюбие, и их надо было вновь подчинять себе не считаясь с расходами, которые подчиняемые же и оплачивали.

«Творческое отношение к работе несовместимо с бездумным подчинением власти»

Наряду с неизбывными имперскими приверженностями в России стали возникать новые типы национализма. Чего стоят лозунг «Хватить кормить Кавказ» или сибирский сепаратизм. Это некая тенденция?

Сложный вопрос. Кавказ и правда хватит кормить, а у сибирского сепаратизма были предшественники, в том числе любимый мной русский историк XIX века Афанасий Щапов. Я не сомневаюсь, что, если дальше дела пойдут так, как они движутся сейчас, Российская Федерация расколется на множество составляющих. Вопрос в том, когда это случится и как, по каким линиям. Ну и конечно, что дальше будет с ее наследниками. Их, полагаю, ожидает очень разная судьба.

Один раскол уже произошел. Многие пишут о «России шансона» и «России айфона». Мол, вместе им не сойтись.

Да, культурные разрывы в России всегда были велики. В одни периоды их пытались уменьшить мероприятиями типа ликвидации безграмотности, а в последнее десятилетие, наоборот, намеренно растягивают. Дело не в айфоне и не в шансоне, а в том, что творческое отношение к работе несовместимо с бездумным подчинением власти. Поэтому власть, какая она есть, оказалась яростным врагом интеллигенции, а последняя — поставщиком кадров для протестного движения. Кстати, называть интеллигенцию креативным классом, как будто у нее нет собственной, давней и вполне адекватной идентичности, — значит развивать чувство неполноценности, которое давно присуще этой группе.

Читая лекции за границей, скучаете по российским студентам?

Я с большим удовольствием преподавал в Европейском университете в Петербурге, который, кстати, сам помогал создавать. При прочих равных условиях я бы продолжал работать там, а не в Англии, как сегодня, или в Италии, куда перееду в следующем году. Только условия эти неравные, вы, наверное, в курсе. А преподавательский процесс в каждом университете выстроен по-своему, но ко всему можно приспособиться.

Вы избегаете говорить в интервью о своей семье. Не сделаете для нас исключение?

У меня двое сыновей, восьмилетний Марк и четырехлетний Мика. Я провожу с ними много времени, а хотел бы еще больше. Мы с женой назвали их в память о моем отце, искусствоведе Марке Эткинде, и об отчиме, философе Моисее Кагане, — в Питере есть немало людей, которые их знали и помнят.

Чем увлекаетесь, кроме науки? Хобби у вас есть?

После преподавания, административных дел, писания книг и статей на двух языках времени не остается. Но поскольку большая часть этого никак не оплачивается, все это хобби и есть.

  Александр Эткинд вырос в Ленинграде. Его дядя Ефим Григорьевич Эткинд — филолог, выступал свидетелем защиты на процессе по делу Бродского, в 1974 году был выслан из СССР за диссидентскую деятельность. Александр Эткинд руководит рабочей группой, получившей рекордный в истории Кембриджа грант на гуманитарные исследования: она изучает советское наследие в России, на Украине и в Польше. Русский перевод «Внутренней колонизации» выпускает издательство НЛО.

 

Текст: Артем Лангенбург

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Июль
Люди:
Александр Эткинд

Комментарии (27)

  • SPb Sergey 28 мая, 2017
    Попалась в руки "Внутренняя колонизация" , что можно сказать о произведении: маленькое частое враньё порождает большую ложь. Автор текста задаёт вопросы достаточно односторонне, но это и более полно раскрывает интервьюируемого.
  • Гость 19 июля, 2014
    Комментарий удален
  • Komarira Komarira 7 июля, 2013
    полностью согласна с Юрием Христолюбовым. И все же удивляет, сколько злости, грязи, незнания и безнравственности сквозит почти во всех комментариях А Саша - молодец, многого добился в жизни. Congratulations. Rina Hehn
  • Юрий Захаров 5 июля, 2013
    Внешний вид у него не радостный, если все там так хорошо для него. А, вообще, плевать в колодец, из которого когда-то пил, безнавственно и подло. Жил здесь, но всегда тянуло туда-за кордон. Люди еврейской национальности в революцию создавали СССР с горячим энтузиазмом, но также потом с еще большем энтузиазмом разваливали СССР, а сечас пытаются оттуда развалить Россию.Исторически Россия в критические моменты истории объединяется-это надо знать ему как историку.
  • Константин Янтарный 5 июля, 2013
    ведь умный человек,но сидя за ,,бугром,, не надо плескать болотную жижу на страну ,где рос и становился человеком
  • Gumar 5 июля, 2013
    филолог, психолог, историк, философ... Не смешите народ. Лгун, наглец, подлец... Хорошо хоть там преподает. Лишить права на въезд в Россию!
  • max isaev 5 июля, 2013
    по поводу недовольных тут тем, что пахнет сильно "антисемитизмом" -- вы знаете, не было б семитов, считающих святым делом облить Россию (СССР) грязью и свалить отсюда и продолжать работу по развалу страны и разложению моральных ценностей русских, то не было б и антисемитизма! если б такое интервью дал хотя бы покойный Литвиненко (предатель), то народ бы с меньшей злобой читал! а тут человек которому 58 лет и который уехал в середине 80х (то есть в возрасте 30-33 лет) из СССР размышляет и прогнозы по развалу России строит на полученный миллион евро гранта... хехе, однако
  • max isaev 5 июля, 2013
    Начнём с имени и фамилии: Александр Эткинд. «в память о моем отце, искусствоведе Марке Эткинде, и об отчиме, философе Моисее Кагане»… Дальше, в принципе, можно не комментировать, ибо уже смешно… но, всё-таки: «дал прогноз о будущем страны» - постойте, а прогноз о будущем Великобритании почему не дал? Он же там живёт, а в России не живёт. Интересно было б послушать… «Александр Эткинд руководит рабочей группой, получившей рекордный в истории Кембриджа грант на гуманитарные исследования: она изучает советское наследие в России, на Украине»… три «ха-ха» и тут гранты… в общем, всё понятно с дядей
  • Юрий Христолюбов 5 июля, 2013
    Артему Лангербургу насчет однообразных антисемистских комментариев: Артем, полностью Вас поддерживаю, но вот только представьте - сидят ребята в спецотделе одной из спецслужб (за зарплату и карьерный рост) и в их обязанности входит обрабатывать общественное мнение (внося смуту типа "нас быдланов большинство") в комментах по списку нескольких десятков свободномыслящих сайтов, причем пара-тройка этих сотрудников под кучей разных ников пишут похожую ахинею и в собаке.ру и на эхо москвы и т.п. Ну работа у них такая - имитировать поддержку бредомыслия властей!
  • Вячеслав Муралев 5 июля, 2013
    Коктейль из собственных представлений о России ( кто то когда то его обидел ) и пожеланий развала страны от официальных властей Великобритании.
  • Алла Сизова 5 июля, 2013
    Мечта евреев с дореволюционных времен- развалить Империю Развалили,погубив астрономическое количество народу, в том числе и своих же Мало! Развалили СССР на денежку госдепа . Теперь вылезли на Болотную и желают развалить РФ А хотя бы вспомнили,кто их от фашистов спас? Надеются на США? А зря! США не выиграло ни одной войнушки Ни одной! На США вообще не надо бы надеятся- эта страна на закате - учите китайский.Потому что наполовину в США наши евреи,а у них ген разрушения еще с до революции сидит Кто организовал многомесячные выступления на Уоол- стрит- наши таки евреи.!!!!!А что дальше будет?
  • Владимир Удовиченко 5 июля, 2013
    Представление американцев о России и уровень из знания об истории России наглядно демонстрируется в их письмах в газеты. Вот выдержка из письма одного из них в интернет газету "ПРАВДА.Ру". Письмо называется: "США спасли Россию от Гитлера". Пишет некий Марк: "Я был в Петербурге в 1997 году и был шокирован холодными огромными зданиями. Сталинский стиль, не так ли вы это называете? Безобразно. Увидев на стенах следы разрушений от пуль и бомб, я спросил гида, откуда это. Она сказала: "Следы войны". Я удивился: какой войны? Я жил в Лондоне одно время, но там не было подобных следов разрушений. Что же такое происходило в Санкт-Петербурге? Может, я проспал урок истории? Я попросил уточнить. Она подтвердила, что речь идёт о второй мировой войне. Но это уже не выдерживает никакой критики - спустя 50 лет ПОСЛЕ ТОГО КАК США СПАСЛИ РОССИЮ ОТ ГИТЛЕРА, они даже не смогли очистить город".
  • Дмитрий Левашов 5 июля, 2013
    когда же за такие сепаратистские вольномыслие судить то будут таких оленей
  • павел труханов 5 июля, 2013
    Потомственная, сакральная ненависть к стране обитания в кругах грассирующих интеллектуалов - норма. Требовать объективности от особей этого окраса так же бесперспективно, как от беременной - девственности.
  • Владимир Удовиченко 5 июля, 2013
    Солнце погаснет! Вопрос в том, когда это случиться?
  • Сергей Ермаков 5 июля, 2013
    Странно, что он не начал высказывать свои мысли словами....- " Мы американцы считаем"...и далее по его тексту.
  • Сергей Девичев 5 июля, 2013
    Уродливая, вонючая кобра!!!!! Тварь Моисеева!!!! Дистанционное рассуждение о странах, в котрых никогда не был или был, но НИКЕМ!!!! Видели мы такие рассуждения таких же картавых умников и не признанных пустобрёхов и про Ирак, и про Ливию, и про Египет. Только вот настал момент, когда мы россияне уже очнулись ото сна!!! Ты и твои яхве-поклонники уже чувствуете приступы рвоты от Сирии, уже скрежечут ваши клыки и морды ваши искажаются от боли!!! Ничего, народ Росии уже знает врага в лицо!!!! Трепещите поклонники демона!!!! Никого не простим и ни про что не забудем!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • Александр Дьяков 5 июля, 2013
    Забугорный кашель о беде,всевозможные прогнозы о катаклизмах(природных и социальных)поджидающих Россию-не более,чем бредни продавшихся и обидившихся,за свою никчёмность и ненужность -,вскормившей их стране,и теперь,старательно зализывая морщины на высохшей заднице " дяди Сэма",-за жалкие подачки лают,или скорее скулят...,но одно могу сказать,причём,с полной уверенностью:-не дождётесь...
  • Микас Адамайтис 5 июля, 2013
    Это Эткинду и его заокеанским хозяевам хочется, чтобы Россия раскололась.
  • вадим щербань 5 июля, 2013
    КАК ОНИ НАДОЕЛИ -- И ВЕДЬ ПЕЧАТАЮТ ИХ ! КТО ? КОМУ ЭТО НУЖНО ?
    • Анастасия 5 июля, 2013
      Надоели Очмягко сказано!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • Talis Man 5 июля, 2013
    он не петербуржец и не россиянин и вообще ничего общего с нами он не имеет это американец, как написали выше он отрабатывает своё пребывание там он всегда и был
  • Анастасия 5 июля, 2013
    Хочется высказать тяжеловесное русское- российское мляЯЯЯЯЯЯЯЯЯ , еще один псевдорусский высказывается о псевдоРоссии - мы все умрем. Легко говорить о НАС находясь ТАМ. Спарашитваеться чего не остался тут не посадил дерево не родил сына, чего не побрился в конце концов прежде чем фоткаться для приличного журнала с махнушкой на лице? Короче много но... очередной неудачник сбежавший из России и ничего не сделавший для нее... Чтоб говорить о России в ней надо как минимум жить - а это очередной депрессивный треп - живи , работай, делай людям добро и будет тебе счастье . Короче не дождетесь ! МЫ как всегда сделаем всем назло -выживем!!!!
  • Alexander Kouzmitch 5 июля, 2013
    когда чего-то слишком много оно бездумно начинает расплескиваться. Россия глазами человека жившего там но никогда себя русским и тем более советским не считавшего т.е. человека жившего и живущего в мире когда-то и кем-то обиженных и ущемленных. тчтобы зря не плескать надо учесть миллионы возможных вариантов известных одному Богу.
  • Алекс Никандров 5 июля, 2013
    Это просто убежавший еврей отрабатывает его "хлеб", другого он не умеет.
    • Артем Лангенбург 5 июля, 2013
      Как же вы достали однообразными, не изобретательными антисемитскими комментариями, если б вы только знали, а
  • Михаил Луговой 5 июля, 2013
    Когда эпитеты "еврей", "эмигрант", "обиженный советской властью" применимы к одному человеку - это мрак и ужас.

Купить журнал:

Выберите проект: