Мы поговорили с создателем салона маникюра «Большое красное яблоко» Юлией Чудаевой и записали настоящую историю успеха! О том, как (и с чего) начать, насколько важно учиться на своих ошибках и почему клиентоориентированность – залог игры в долгую.
О вопросах высшего образования. Пригодилась ли специализация, которую изучали в университете?
Я училась в Самарском экономическом университете на направлении «Экономика управления недвижимостью». По специальности не работала, а закончила университет, чтобы была заветная «корочка», и я не стесняюсь этого говорить.
На первых учебных неделях я сразу поняла, что учиться очно не буду. Я решила работать, так что университет закончила заочно. Когда поступила, сразу начала обучение на мастера маникюра, так как очень хотела иметь свои карманные деньги. Я не из богатой семьи, а обновлять гардероб хотелось, впрочем, как и всем.
Вы занимаетесь ногтевым сервисом уже восемь лет. Как начинали?
После обучения меня приняли на работу в салон. Проработав два месяца и получив восемь тысяч рублей, я поняла, что нужно искать что-то другое. Уже в следующем салоне я трудилась два с половиной года, и именно там научилась хорошо делать маникюр. Но ушла и оттуда, потому что не видела перспектив развития.
Мне было 19 лет, я зарабатывала 50-60 тысяч. Кажется, это неплохие деньги для такого возраста? Но хотелось большего. Например, купить машину: в 19 у меня была «девятка», а попозже «десятка».
Неожиданно, одна из клиенток позвала работать в свое риэлтерское агентство, где я продержалась три-четыре месяца и ушла. Это явно не мое, так что решила продолжить заниматься маникюром.
Забрала все свое оборудование с прошлого салона и стала принимать на дому: ко мне ходили мама, ее подруги, мои подруги и так далее — по принципу сарафанного радио. Чуть позже мама выделила мне кабинет, он находился в подсобке ее магазина нижнего белья, где продолжала нарабатывать клиентскую базу. У меня было по семь клиентов в день!
Получается, родители поддерживали ваши начинания?
Мама поддерживала в деятельности мастера по маникюру, но не в предпринимательской деятельности. В 21 год я открыла свою студию, чтобы доказать всем: «Я могу!». Потому что поначалу в меня никто не верил.
Как зарождалась концепция салона?
В 21 год у меня не было никакой идей кроме той, чтобы разгрузить себя от клиентов. Что касается названия, то определиться мне помогли клиенты. Я работала на фирме гель-лаков, у которых были необычные названия: «Песок в моем бикини», «Я не официантка», «Богатые девочки едят сэндвичи» и, в том числе, «Бльшое красное яблоко». Это мой любимый оттенок — ярко-красный.
Сейчас мы работаем на самарском бренде гель-лаков. Нам нравится, что это российское производство, но еще больше, что самарское! По качеству бренд лучше многих других.
В одном из интервью вы рассказывали, что в начале была большая текучка кадров. Как вы собрали команду, которая работает с вами сейчас?
Поначалу я действительно нанимала не тех – так я смогла учиться на своих ошибках. Перед набором составила примерный портрет моего мастера, и это заметно облегчило радиус поиска.
Сейчас текучка составляет 30%, в то время как в начале пути — все 90%. Зато теперь мы знаем, что если планируем собрать штат из десяти мастеров, то нанимать надо 13.
Как я улучшила показатели? Поняла, что к людям надо относиться как к партнерам, а не как к подчиненным. Все обязанности должны быть распределены: с моей стороны – создание комфортных условий, финансовая отчетность, поиск клиентов; со стороны мастера – качественное выполнение маникюра, контроль чистоты. Только на таких условиях работа может получиться слаженной.
Крупные студии, или просто опытные мастера, часто проводят обучения. Делаете ли их вы?
Делаем! Раньше принципиально не брала готовых мастеров, так как научить с нуля по своей схеме проще — гарантирован результат, который я жду. А я действительно знаю, как сделать так, чтобы клиент приходил только ко мне!
В 2020 году пришлось сделать перерыв, но вот совсем скоро стартует наш новый курс, попасть на него можно будет уже в мае. Мои курсы рассчитаны только для тех, кто будет работать у нас в студии.
Поделитесь схемой 100% возврата клиентов?
Необходимо создать полный комфорт: удобный стул, кресло для педикюра. Нужно уметь чувствовать и слышать клиента. Да-да, здесь тест на способность к клиентоориентированности.
У меня есть клиентка, которая ходит ко мне все восемь лет профессиональной деятельности. А все потому, что я знаю, кому что нужно: посидеть в тишине, наоборот поговорить, посмотреть фильм или даже поесть после тяжелого рабочего дня. Безусловно, с мастером должно быть банально комфортно. А маникюр должен быть сделан на перспективу — это определенная технология, которую я вырабатывала годами труда, проб и ошибок.
2020 — год трансформаций для всех. Какие изменения пережили вы?
Две недели локдауна мы были закрыты, как и все в городе. После открытия запись пошла на спад. И тому действительно были причины: люди боялись заразиться и не хотели тратить деньги.
Стратегию разработали быстро: регулярно постили в Инстаграм процесс стерилизации и уборки, хотя вопрос чистоты всегда был нашим приоритетом, и максимально снизили цены — на 30%. Где-то работали в ноль, где-то в минус, но мы смогли сохранить зарплаты мастеров и сам салон. И уже в мае у нас была нехватка мастеров из-за плотной записи.
Переломные моменты не закончились: летом арендодатель попросил нас съехать. Тогда за неделю мы нашли помещение, за две недели сделали ремонт и за два дня перевезли всю студию. Спешу похвастаться и другими успехами: в феврале прошлого года мы выросли на 25%, хотя он считается самым низким месяцем в году. Но мы выросли и тогда!
Работа плодотворная, тяжелая и упорная. Как вы отдыхаете?
Я стараюсь не упахиваться до бессилия, как это было раньше. Стараюсь сохранять баланс: личная жизнь, заниматия спортом, хорошее питание и размеренный рабочий день. Выбрала жизнь по принципу «тише едешь – дальше будешь».
Люблю путешествовать, конечно. За пандемию мы ни разу не отдохнули, но недавно вернулись с Мальдив — там я отмечала свой день рождения. Считаю, что отпуск обязательно должен быть! Что настоятельно рекомендую и своим сотрудникам — задерживаться на работе не разрешаю.
Большую роль играет и умение делегировать задачи. На мне — стратегические решения, на управляющей студии — организация графиков и выдача зарплат, финансовые вопросы — на бухгалтере и так далее.
В своем Инстаграме вы рассказывали о проекте «Барное меню». Как он будет реализован?
Раньше в «Большом красном яблоке» мы всегда предлагали бесплатные чай и кофе, но во время пандемии поняли, что себестоимость выходила слишком большая, а лишать гостей сервиса не хотелось. «Барное меню» — это возможность заказать напитки и десерты за отдельную плату. Мы разрабатываем и сезонные предложения — осенние, зимние, а сейчас уже вышло весеннее барное меню. Разумеется, мы предлагаем авторский яблочный раф. Так что теперь у нас есть разрешение на работу в общепите!
Помимо «перекусов», продаем крема, масла и бижутерию. Это неплохой доход для студии, но продукты проходят тщательный отбор нами. Я клиент очень капризный, если что-то понравилось мне — понравится и большинству!
На все требуются средства.
Сторонние инвестиции мы не привлекали, однако предложения о заходе в мой бизнес поступают до сих пор. Предлагают финансы для развития, для открытия новых студий, но для себя я поняла, что хочу развивать уже имеющуюся.
Предпринимательское дело — врожденное или приобретенное?
Предпринимателем становятся, а не рождаются — это точно. Для решительности определенно сыграл роль мамин пример — у нее был магазин нижнего белья. Важно, чтобы ты всегда хотел заниматься любимым делом и зарабатывать, а научиться деталям можно всегда.
Что вы планируете развивать дальше?
Сейчас мы работаем над студией на Молодогвардейской — продолжаем нанимать штат, находить клиентов мастерам и отрабатывать процессы.
В будущем я планирую открыть федеральную сеть салонов, и в Самаре еще одну-две студии. Эта глобальная цель появилась еще в 22, но тогда я не осознавала, насколько это тяжело. Прыгать выше головы мы не планируем! А вот создавать максимальный комфорт и предоставлять лучшие услуги — в целях точно.
Текст: Мария Берсудская.
Фото: архив Юлии Чудаевой.
Комментарии (0)