• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Художник Андрей Сяйлев: «Страх что-то упустить или не успеть заставляет меня быть деятельным»

Текст: Алексей Тилли

Фотограф: Алия Мокрая

Художник, номинант премий Сергея Курехина и «Инновация» презентовал соскучившейся по событиям и впечатлениям публике свой новый проект-энвайронмент «Магазин «Коллекционер» в Клубе Третьяковки в Самаре.

Андрей, над какими проектами ты сейчас работаешь?

Параллельно готовлю несколько. Но в данный момент мое основное внимание занимает лаборатория со студентами. Это учащиеся гуманитарного вуза: художники, дизайнеры, фотографы. Совместно мы занимаемся лабораторией «Новая коллективность», разрабатываем новые творческие практики в рамках фестиваля Days of Contemporary Art.

Сейчас в тренде тема, связанная с психогигиеной. Ты занят одновременно большим количеством проектов. Комфортно ли тебе жить в таком ритме?

Это моя реальность: любой график жизнедеятельности, какой бы он ни был, возможен, главное – быть в ладах с самим собой. Я понимаю, что живу не зря, когда делаю то, что мне по-настоящему интересно. Ближе к 35 годам пришло осознание того, что жизненный ресурс ограничен. Страх что-то упустить или не успеть заставляет меня быть деятельным. Касательно психогигиены, которую ты упомянул, то так называется вымышленная кафедра - «Кафедра психогигиены», в рамках которой мы с ребятами-студентами работаем. На ее базе мы разрабатываем ряд практик по выработке критериев, на которых может строиться творческий коллектив и коллективный зритель.

Ты очень мягко сформулировал свой посыл. Для многих творческих людей особенно остро стоит аспект конечности жизни. Близость смерти – важнейший маркер для многих художников. 

Не только для художников, для всего человечества. Например, больная спина постоянно мне об этом напоминает. Она словно говорит: «Чувак, делай уже что-то». Но все должно быть в балансе, я стараюсь отдыхать. Открыл выставку или закончил проект, после этого обычно – одна-две недели отдыха.

А как ты отдыхаешь?

Просто ничего не делаю. Совсем. Не думаю ни о чем, гуляю, смотрю в потолок. Абсолютное обнуление и практика ничегонеделания. Или переключаюсь на что-то рутинное, не требующее активной интеллектуальной деятельности.

А нет паники, что время уходит впустую?

Невозможно все контролировать и всюду успевать, важно контролировать, что для тебя действительно важно. Если ты «контролфрик», то неминуемо лишаешь себя вероятности чуда. Я всегда стараюсь оставлять место случаю и возможности сделать что-то незапланированное. К примеру, попить с тобой пива или посмотреть на закат.

Какой твой проект является любимым для тебя самого?

На этот вопрос очень сложно ответить, не привязываясь к конкретному временному отрезку. Время сильно форматирует наше видение, поэтому любой проект релевантен времени. Даже самые ранние работы, за которые может быть стыдно, формируют твою идентичность. Глупо ругать себя за то, что ты делал «плохое» искусство. Но и называть какую-то работу самой любимой, думаю, некорректно. Это как приятные моменты в жизни: ты о них время от времени вспоминаешь, но не живешь только ими, они лишь часть целого. Ну, а целое, конечно, лучше любить.

Расскажи о твоем последнем проекте «Магазин «Коллекционер».

Это маленькая реплика большого проекта: он сложился из моих предыдущих работ и проектов. В целом «Магазин «Коллекционер» - это про отношения искусства и капитала, и товарно-денежные отношения – неотъемлемая его часть. Товары представлены широкому потребителю в тестовом режиме под единой торговой маркой и по доступной цене. Знаешь, такая аналогия с многократным искусством (multiple art), суррогатными картинами Аллана МакКоллума, сувенирным магазином
Дэмиена Херста и целым рядом похожих проектов. На данный момент в продаже будут уникальные прототипы. Дизайн в этом проекте выступает художественным методом. Ему как будто вернули его революционное предназначение: быть инструментом оформления будущего, хоть и пиратским способом. В этом смысле вся линейка товаров «Магазина «Коллекционер» - инициативная заявка для розничных сетей, которые рассматривают варианты расширения своего ассортимента товаров для декорирования интерьера. Так искусство буквально может прийти в каждый дом. А сами предметы, по задумке, будут регулярно заменяться на новые, более актуальные.

Тебе интересно, как будут продаваться объекты?

Мне как автору, в первую очередь, важно показать зрителю конструкцию и структуру отношений искусства и капитала, но не вовлечь его в них напрямую. Поэтому меня больше интересует, как отреагирует зритель и какими вопросами он будет задаваться, чем сколько работ он купит. Главный вопрос, который я хотел бы задать и себе, и зрителю – где кончается товар и где начинается искусство. Все предметы здесь представлены в тираже, не обещая своему будущему владельцу уникальности или привилегированности, и, если каждый человек, по Бойсу, может быть художником, то каждый человек может побыть и коллекционером.


Работы Андрея репостил британский стрит-арт художник Бэнкси. Наиболее частые фигуранты его произведений – паттерновые конструкции, например, кирпичи, плитка или книги. «Полное собрание сочинений» Андрея вошло в коллекцию современного искусства Государственной Третьяковской галереи.
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: