Текст: Катерина Гущина
Фотограф: Алия Мокрая
Зампредседателя Самарского регионального Всероссийского общества охраны памятников, организатор фестиваля «Метафест», идеолог добровольческого движения восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» возглавил Самарский областной историко-краеведческий музей имени Петра Алабина.
Когда ты был в музее в последний раз как посетитель?
Я каждый раз водил сюда иностранных волонтеров, которые приезжали на «Том Сойер Фест», поскольку это невероятное здание, культовая постройка советской эпохи. Ее нужно рассматривать наравне с храмами из Южной Америки, модернистскими шедеврами. Он восхищает своей целостностью, и эту эстетику хочется донести до всех.
Помнишь, что тебя зацепило при первой встрече с этим сооружением?
Архитектура, объемы – нужно понимать, что это суперноваторская история для 90-го года, когда он открылся. Тут, под гигантским портретом Ленина, я принимал ребят в октябрята (улыбается). При этом гимн с пластинки начинал «заедать», и никто не понимал, что делать. А ведь такой торжественный момент.
Каковы твои первые оценки экспозиции и состояния музея?
Экспозиции делались в очень нелегких условиях: аудиовизуальные центры в те времена – это что-то космическое. Когда сюда переехал краеведческий музей и денег не было, все создавалось лоскутами, на какие-то гранты. Логика экспозиции была нарушена, потому и проигрывала многим краеведческим музеям. Уже лет десять назад была необходимость ее пересмотреть.
В какие сроки можно его «омолодить»?
Разделим тактику и стратегию. Деньги на реконструкцию заложены на 2023- 2024 годы. Если все пойдет хорошо, к 2025-му году у нас будет обновленный музей, экспозиция и функционирование отдельных элементов.
Он станет более открытым?
Однозначно. Что касается программ, это будет коллективная история. Обсуждать наполнение мы будем с экспертами и горожанами. Тактически нам нужно уже что-то создавать, пробовать разные форматы, что «заходит». Лучше поспотыкаться на этом этапе, нежели ошибиться в перспективе.
Концепция модернизации обсуждается давно. Возможно ускорение?
Учитывая, что выставки планируются на долгое время вперед, мы будем тщательно продумывать их визуал и содержание. Не могу обещать, что это совершится в ближайшие месяц-два, но осенью мы должны качественно отличаться. Будем работать другими подходами и силами. Что касается привозных выставок, я надеюсь, что они изменят свой формат: однозначно могу сказать, что ярмарок-продаж самоцветов здесь не будет.
Могут ли рассчитывать самарские художники и фотохудожники на выставку в музее?
Теоретически – да, это тоже история. Но с поправкой на направленность музея: историю и краеведение. Наша задача – концентрировать смыслы области, и я намерен связать их с тематикой музея. Один из ярких примеров для меня – музей в Сантьяго-де-Компостела (Испания): здесь была прекрасная выставка «Камни Галисии» - от истоков до современного каменного искусства.
Как выглядит твой идеальный музей Алабина? Он ведь изначально как библиотека задумывался.
И она здесь есть, с огромными запасами в фондах. К сожалению, об этом знают немногие. Одна из наших задач – сделать библиотеку доступной для читателя. Огромное пространство первого этажа позволяет создать место притяжения, куда можно было бы зайти, перекусить, почитать, особенно в зимний период. Музею необходимо событийное программирование, в том числе с учетом интересов инклюзивного сообщества.
На сайте декларируется, что музей создает вектор развития культурного пространства. В чем он выражается?
В данный момент это эстетический вектор. И надо понимать, что речь идет не только об этом здании.
Филиалы: музей Модерна, Дом-музей Ленина, Дом-музей Фрунзе – ты уже включился?
Разумеется. Музей Модерна менее всего требует вмешательства. Дом-музей Ленина – очень перспективная история, его заведующая Майя Александровна Образцова с момента реставрации тщательно охраняет пространство. В планах этого года – создать красивый внутренний двор, который будет работать как детская площадка. Это больше история про быт: дети ведь забыли, как выглядит самовар!
Немного сложнее с Домом-музеем Фрунзе, в том числе из-за того, что у него нет своей территории. Поэтому его возможности изначально не равны с тем же музеем Модерна, к примеру. К тому же экспозиция 2004-го года – это история Гражданской войны, но форма подачи немного устарела. Его сложнее «раскачать».
Будут ли коллаборации с местными или международными музеями?
Были чудесные выставки с «Канадским музеем цивилизаций», например, от которых остались крутые вещи, например, макет кочевья. В свое время меня приятно поразил историко-краеведческий музей Северной Осетии во Владикавказе. Есть на кого равняться и с кем работать.
Музей проводит экскурсии для организации «Старость в радость». Какие еще социальные инициативы намечаются?
Надеюсь, в ближайшее время у нас случатся инклюзивные балы, мы работаем в этом направлении.
Расскажи о фондах.
Они бесценны. То, что видит посетитель – лишь вершина айсберга. У фондов огромный потенциал, и его нужно сделать доступным. Нам также важно расширить коллекцию послевоенной эпохи, собрать архитектурные детали. Хотя пока даже собирать некуда, фонды переполнены.
Важно:
Фестиваль «Том Сойер Фест» представлен более, чем в 50-ти городах России.
Андрей каталогизировал заброшенные объекты исторического наследия
нашего региона.
Комментарии (0)