К наградам, среди которых медаль Макаренко, звание Заслуженный учитель РФ, народный учитель губернии и национальная награда в системе образования, учитель математики с многолетним (62 года!) стажем университета Наяновой относится спокойно. По-настоящему ее волнует результат.
Ваших учеников можно найти в любой точке мира, а вместе с ними – записи, сохранившиеся с ваших занятий, которые все ребята, как один, называют «листочками». Расскажите о вашем подходе к обучению.
Работаю я по-своему, просто вкалываю, понимаешь? Прежде, чем вести урок, тщательно проверяю тетради, анализирую все ошибки. Чаще всего, задачи придумываю сама, или комбинирую из методичек. Одним из своих главных достоинств считаю выработку привычки к системной работе и ответственности. Домашняя работа для моих ребят – само собой разумеющееся, если они настроены на серьезную и системную работу. У меня всегда хороший настрой, иначе я бы не работала. А о моем плохом настроении (например, когда ребята плохо пишут контрольную) никто не знает. Я никогда не злюсь, не ругаю, не ставлю ультиматумов, и на уроках стараюсь обеспечить деловой и доброжелательный настрой. Важно держать баланс между двумя гранями – «начальничеством» и отсутствием интереса у детей.
Основываться только на интересе неправильно – это не образование. Должна быть система и логика предмета. Когда я только начинала работать в школе, то сразу поняла, что без базовых знаний в психологии мне не обойтись. Я читала физиологию и психологию детей-подростков, именно поэтому конфликтов с ребятами у меня никогда не было.
62 года в профессии. Какими они были?
Меня попросили заменить заболевшего учителя в 63 школе, и после первого дня я поняла, что мне очень интересно, нужно остаться, и в итоге проработала там 25 лет! Позже познакомилась с Мариной Наяновой, которая искала креативных учителей для открытия своей школы, перешла работать к ней и тружусь в университете до сих пор: мне все также интересно. Я решила, что если хочу быть учителем, то обязательно должна стать хорошим. Сейчас, помимо грамотного подхода к ребятам, у меня есть и реальные результаты: при сдаче ОГЭ не бывает больше двух «4», а средний балл по ЕГЭ колеблется в районе 80.
Почему не ушли в науку?
Потому что вовремя поняла, что преподавание в школе – мое. Знакомый профессор математики из госуниверситета спросил, зачем я пошла в учителя, ведь уже давно могла бы быть доктором наук. Я ответила: «И что? Лежала бы моя диссертация на полке, а сейчас я имею возможность учить детей». Нисколько не жалею, что бросила науку. У меня есть опыт преподавания в вузе, но со студентами мне не так интересно, как с ребятами в школе.
О гуманитариях и технарях. Насколько важна математика?
Научить можно каждого, а вешать ярлыки в таком раннем возрасте неправильно. Безусловно, особенности мышления есть, их важно учитывать, но нельзя ставить в приоритет. Общаясь с большим количеством своих выпускников, с уверенностью могу сказать, что физмат класс помогает и в бизнесе. Жизнь у всех складывается по-разному, иногда она может повернуться самым неожиданным образом. Важно только, как работают мозги, а они должны работать системно.
Как из поколения в поколение меняются дети?
Все наши ребята умные и хорошие, но сейчас стали слишком беззаботные, и причина в родителях. Практически все домашние обязанности выполняют взрослые, это неправильно. Как потом им строить свои семьи? Чрезмерная опека не есть доброе дело: у некоторых учеников школ есть по пять репетиторов – это не помощь, а только сумасшедшая трата времени. Дети должны уметь заниматься самостоятельно.
С вашим опытом работы можно смело выпускать методички, монографии и книги. Почему вы не выпустили еще ни одной?
У меня действительно есть своя методика (те самые «листочки», которые хранят выпускники), и она 100% дает результат. Выпускать полноценную книгу я не хочу, потому что ее будут разбирать, искать изъяны, критиковать, а мне этого не нужно. Ведь положительного опыта у меня предостаточно. Методички мне не важны – важен только результат ребят. Во время работы в школе № 63 я проводила много семинаров, однако потом приглашать перестали.
Как вы отдыхаете?
Решаю задачи и читаю книги. Прямо сейчас перечитываю Фейхтвангера, а недавно познакомилась с современным автором Захаром Прилепиным, «Обитель» которого меня приятно удивила. Стараюсь читать книги, после которых остается что-то и в голове, и в душе.
Как выглядит образ идеального ученика для вас?
Тот, кто работает в системе, умеет спрашивать и не оставляет «дырок» – большего мне не нужно. Эти качества важны и по жизни, чтобы уметь доводить дела до конца.
Комментарии (0)