Текст: ЕКАТЕРИНА МОКШАНСКАЯ.
Фото: ЕГОР ЗАБАРОВСКИЙ.
Руководитель адвокатского бюро «Яблоков и партнеры» мечтал стать кардиохирургом. Детская фантазия со временем трансформировалась в осознанное решение помогать людям, но уже в другом поле – правовом. В ноябре компания отметила девятую годовщину с момента образования.
Вы хотели лечить сердце, почему в итоге стали адвокатом?
Когда я стал чуть постарше, увидел, как люди сталкиваются с проблемами в области права. Тогда возникло любопытство к этой профессии, и больше всего – к уголовному праву. Когда речь идет о взыскании денег по расписке или о бракоразводном процессе, уровень рисков ниже – это финансы. В уголовке ставкой является свобода и фактически жизнь человека, ведь вернуться из тюрьмы нормальным человеком после нескольких лет заключения очень тяжело. Поэтому если есть какой-то шанс, чтобы человек избежал участи оказаться в заточении (заменить статью на более мягкую или добиться условного наказания), то профессиональной победой становится спасенная человеческая жизнь.
У вас свое адвокатское бюро. Как вы пришли к названию «Яблоков и партнеры»?
В названии стоит мое имя. Для нуждающихся в помощи людей это важно: подписываясь своей фамилией, вы берете на себя ответственность за работу всей команды. И ставя свое имя в название организации, я даю дополнительную личную гарантию высокого стандарта качества оказываемой помощи.
Что важнее – следовать букве закона или вопреки всему стараться помочь подзащитному?
Дилемма, о которой вы говорите, у адвокатов практически отсутствует. Это социальный стереотип, мол, адвокат «отмазывает» преступника. Адвокатура соревнуется в умении грамотно подать ситуацию и дать собственную оценку справедливости этого дела, предложить суду свою версию. В 99 % случаев клиент не хочет избежать наказания любой ценой, а просит сделать так, чтобы к нему отнеслись справедливо. В российском делопроизводстве есть понятие «квалификация с запасом» когда следственные органы, видя, например, грабеж, привлекают к ответственности за разбой по принципу «суд разберется». А человек готов ответить за свои деяния, но только за свои, реально совершенные, а не натянутые правоохранительными органами ради отчетности.
Это морально тяжело?
Да, здесь нужна большая сила воли. Когда закончилось следствие и дело ушло в суд, в уголовный процесс ты изначально заходишь как проигравшая сторона. С учетом маленького количества оправдательных приговоров в нашей стране ты заведомо потерпел поражение. Приходится буквально за волосы вытаскивать себя и доверителя со дна, как барон Мюнхгаузен. Это безумно тяжело.
Пожалуй, вам нужно не только знание законов, но и психологии?
В программе обучения юристов действительно есть так называемая «юридическая психология». Самое главное в работе адвоката – построить отношения так, чтобы клиент вам доверял. Если этого нет, даже самая эффективно выстроенная защита может оказаться нерабочей. Также важно не стараться убедить клиента в необходимости определенного решения, а показать ему все существующие варианты. Например, бракоразводный процесс. Мужчина рассказывает о ситуации, когда квартира куплена в браке, но формально записана на его отца. По закону она не входит в общее имущество супругов, но по совести, считает клиент, она должна быть разделена пополам. И если твой оппонент не руководствуется подходом честности и хочет забрать как можно больше, есть соблазн предложить – на тебя же идут войной, зачем быть благородным. Но твоя задача – не навязать клиенту свою точку зрения, а просто показать возможные варианты и следовать воле доверившегося тебе человека, реализовать его решение, а не свое.
Какие качества необходимы хорошему юристу?
Любовь к профессии, вера в справедливость, стрессоустойчивость (без нее очень быстро сгоришь) и готовность идти до конца. Юридический путь оказания помощи длинный, и у тебя должна быть жизненная энергия, чтобы достигнуть конечной цели.
Как выбрать «своего» специалиста?
Только личные отзывы, «сарафан». Интернет не страдает правдивостью, нарисовать себе комплиментарные отзывы труда не составит. А вот близкие, которые обращались и им помогли, это ключевой вариант. Человек может быть высочайшим профессионалом, но в процессе общения нет ощущения, что можно довериться ему: с таким человеком, увы, совместная работа не будет эффективной.
Комментарии (0)