• Город
  • Портреты
Портреты

Поделиться:

Алсу Муратова и Наталья Лазовская: «Самара – столица Поволжья в развитии предметного дизайна»

Основательницы студии дизайна и архитектуры Archigroup и центра Black box expo вместе с Plastartum организовали в московском «Флаконе» выставку, а в 2020 году собираются объединить всех предметных дизайнеров на Product Design festival. 

Как вы начали работать вместе?

Наталья: Мы встретились в строительной компании тринадцать лет назад и решили разработать совместный проект. Нам понравилось работать вместе, потому что каждый индивидуален. У Алсу есть смелые черты в характере, а я, наоборот, рационалист.

Алсу: Да, Наталья мне позволяет не теряться, а я ей – быть смелее. Со временем во мне появились Наташины черты. Когда я начинаю «улетать», то стараюсь помнить о договорных отношениях, иначе можно серьезно отклониться от идей заказчика.

Позже клиенты начали просить добавлять уникальные вещи в интерьеры, а не обычную мебель из магазинов. Когда мы первый раз с этим столкнулись, то поняли, что сами можем создавать коллекции предметов.

Наталья: Тогда мы не осознавали, что делаем что-то необычное. Это просто наша жизнь – видеть в материале нечто большее.

Почему вы открыли выставочную площадку Blackbox?

Алсу: Когда мы работаем с интерьерами заказчиков, есть техническое задание, которому надо следовать. Black box как раз о том, что я не могу реализовать в рамках коммерческих проектов. По сути – это способ найти себя и возможность для других продемонстрировать свои возможности.

Наталья: Мы давно мечтали о пространстве. Некоторое время назад планировали открытие архитектурной детской школы с выставочной зоной. Но планам было суждено осуществиться в другом порядке.

Однажды мы встретились с нашим партнером по проектам студии, «Самарской стекольной компанией», и, объединив усилия, решили открыть многофункциональное пространство.

В каждом проекте нашей студии мы старались оставить деталь, которая на фоне приобретенных фабричных предметов выглядела аутентично.

Откуда такое название – Black Box?

Наталья: К названию хорошо вписалась легенда создания черной коробки, где грани – это наше отношение к русскому авангарду. Мы начали изучать искусство супрематистов и поняли, что тот же Казимир Малевич был многогранным человеком, и благодаря ему появился не только черный квадрат, а целый мир. Грани, которые мы хотим развивать: архитектура и дизайн, мода, искусство, фото, образование и бизнес.

Почему решили сотрудничать с московским «Флаконом»?

Наталья: Организаторы выставки Plastartum приехали в Black box на мероприятие 1 декабря, куратором которого была Юля Вишнякова, послушать лекцию, а потом подошли и сказали: «Девчонки, мы подходим друг другу. У вас есть ресурсы, которых нет у нас. Мы можем сделать совместный проект». Москва попросила нас поделиться опытом организации таких событий. В начале мы были удивлены, но потом работа захватила с головой.

Ключевая фигура выставки – интерактивная, и мы вместе решили, что это будет медийный белый куб, где художник представит работы в новых формах. Берется его шрифт, перекладывается в цифровую форму, и из этого получается маленький ролик, где постоянно происходит динамика.

Алсу: Без куба выставка была бы другой. С точки зрения пиара это работало, потому что с ним фотографировались. Недавно «Флакон» написал, что хочет продолжить сотрудничество с нами. Это замечательно, но мы хотим, чтобы проект работал на нас, планируем целый тур по России. Это сплотит креативный кластер и поможет открыть новые имена в дизайне.

Как вы собираетесь развивать предметный дизайн в России?

Алсу: Сразу после открытия Black Box мы организовали выставку предметного дизайна. Мы собрали скромную экспозицию с образовательной программой, и ее поддержал московский клуб предметных дизайнеров. Они приехали читать лекции бесплатно для всех желающих. Потом мы сделали вторую выставку. Идея оказалась интересная, но собирать участников не легко, потому что предметный дизайн – это молодое направление, и просто нет такого количества экспонатов.

Мы поняли, что выставку надо переделать в фестиваль, чтобы люди получали интенсивное образование. Наша задача – всколыхнуть волну, чтобы в следующем году появился новый круг дизайнеров. И такие уже есть сегодня.

Алсу: Проект привлекает людей, которые поработали на нелюбимых работах, и сейчас ищут для себя выход.

Наталья: В апреле мы запускаем образовательный проект по предметному дизайну, а в сентябре состоится фестиваль, где к нам присоединятся Сибирь, Карелия и Поволжье.

Наталья: Наша задача – привлечь как можно больше креативных людей, чтобы выставка отражала наш регион и идентичность.

 


На одну из выставок дизайнер Диана Балашова привезла в Black Box диван в виде кошек стоимостью почти один миллион рублей. Один из первых предметов интерьера, который сделали Наталья и Алсу, был выполнен из дерева суар, который растет на Бали. В рамках Archigroup Наталья и Алсу разработали дизайн для таких ресторанов как Exponat и «Бенджамин». Выставку во «Флаконе» посетили почти пять тысяч человек, а Product Design festival в Самаре собрал четыре тысячи участников.

Текст: Мария Затлер.

Фото: Кристина Штейнфельд. 

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: