Наш автор Сергей Еременко, коренной житель Сочи, рассказывает, как в городе закончился праздник, а чек за банкет опять достался местному населению.
О патологическом везении и несбывшихся мечтах.
Ситуацию в Сочи понять легко, если вы хоть раз бывали на свадьбе. Церемония прошла, подарки вручены, гости тихо стали разъезжаться, но дух свадьбы еще парит в воздухе и в воспоминаниях людей, доносясь эхом от переживших это событие. Конечно, не обошлось без эксцессов, и жених уронил колечко, суженная помяла платье, но на атмосферу праздника это ровным счетом не повлияло, а оставило простор для остроумных свидетелей соревноваться в лучших колкостях.
Безусловно, местные жители относились к Олимпиаде по-разному. Скепсиса в отношении полного провала события было меньше, все стройки происходят на глазах, и каждый день можно визуально наблюдать за развитием, а вот уровень житейского недовольства был заметно выше, чем в целом по регионам. Одно дело наблюдать по телевидению красивую картинку, совсем другое — жить в условиях постоянного отключения электричества, воды, газа или отопления, без предупреждения и прогнозов по восстановлению. И все это в течение последних семи лет. Но стоит отметить, как только игры начались, сочинцы выстраивались в очереди за паспортами болельщика или удобно располагались в домашнем уюте и лицезрели соревнования по телевидению, разделяя радость и переживания со всей страной.
Что дальше?
Нужно понимать: город нарастил фантастическую по современным меркам инфраструктуру. А инфраструктура — это скелет любого города. Но мышцы остались на прежнем уровне. И самый принципиальный вопрос состоит в том, сможет ли город стать центром притяжения людей, проектов, инвестиций, культуры и раскрыть свой потенциал в нечто большее. Или же, оставив status quo, по сути, сохранит прежние черты, пусть и сильно лакированные.
Неделя после церемонии закрытия
Многие люди вздохнули с облегчением, но все же понимали, действие не было законченно, а лишь перенеслось во второй акт, с коротким антрактом до Паралимпиады. С гигантскими очередями на вокзалах до глубокой ночи местные таксисты пытались заработать последние шальные деньги. Массовые увольнения набирали свой темп, и отделы кадров около олимпийских компаний временами были похожи по накалу страстей на высадку десанта в Омаха-бич. Мало кто хотел покидать столь приятные рабочие места.
Полуночный Сочи гудел в противовес дневной сонливости, ночные клубы и бары всю следующую неделю наполнялись новыми людьми, сильно отличающимися от местной публики. Столичные журналисты вслух сравнивали, на какое из их любимых мест в Москве больше похоже то или иное здешнее заведение.
Местные жители хотят спокойной весны и прибыльного лета. Три предыдущих сезона были ужасными с точки зрения наплыва отдыхающих, и многие ждут первого заезда, который наконец пройдет без жалоб на стройки и пробки.
С другой стороны, если суммировать общее настроение города одним словом, то это – опустошение. Все силы, нервы, радость позади и, несмотря на обилие людей и остаточных событий, город берет передышку, восстанавливая силы, или пытаясь ухватить последние крохи со стола праздничных действий.
За неделю до Паралимпиады, местные чиновники и главные организаторы срочно проверяют всю городскую олимпийскую инфраструктуру и, в случае обнаружения поломки или недочетов, ремонтируют. Пандусы, поручни и другие приспособления для людей с ограниченными возможностями осматривают очень строго. Все очень опасаются нерабочих и сломанных элементов, а значит и больших скандалов. Сочи объявили «городом без барьеров», а значит опять придется соответствовать лозунгам и обещаниям.
В город продолжают прибывать волонтеры второй волны или же подтягиваются те, кто остался с Олимпийских игр. Стоит отметить, сложность работы на Паралимпиаде на порядок выше и требует особой подготовки. Многие из добровольцев уже были на Паралимпиаде в Лондоне и Ванкувере и живо представляют широкий и сложный фронт своей предстоящей деятельности. Для большинства участие в волонтерском движении — громадное событие в жизни. Это особая возможность увидеть реальность под другим углом и реально сменить вектор своего мировоззрения. Из разговоров в Олимпийском парке, на пляжах и в многочисленных городских очередях становится понятно, что Игры подарили не только гигантские объекты и современную инфраструктуру, они изменили сознание огромного количества соучастников, простых зрителей, вложили в их жизнь новый смысл и вдохновение. Вопрос — надолго ли — остается пока открытым.
Текст: Сергей Еременко
Фото: РИА Новости
Комментарии (1)