Винный эксперт «Винотерии» Иван Перекрестов рассказал о тонкостях профессии, судьбе Vinho Verde в Самаре и правильном выборе вина.
Изначально я хотел стать врачом, потом ученым в области биологии. Но однажды Руслан Шабаев, основатель «Винотерии» и человек, который является моим руководителем много лет, предложил мне научиться разбираться в вине. Так я влюбился в эту профессию. Мир вина включает в себя историю, близкую мне биологию, геополитические моменты, изменения климата. Даже нынешняя ситуация повлияет на винный рынок.
Самой большой трудностью была нехватка времени на обучение. Когда начинаешь читать то, что тебе интересно, находишь новое непонятное слово, изучаешь его. Это как в Википедии – ты перескакиваешь со страницы на страницу, оказываешься на странице Австрии и пытаешься разобраться в классификации.
Мои первым преподавателем был талантливый сомелье Артем Кранчев. Он дал мне хорошие азы и основу, от который можно было бы оттолкнуться. У всего есть единый базис, например, винная классификация. В каждой стране наименования будут звучать по-разному, но схема построения одна. Дальше – маленькие нюансы, легенды и история. Из этих мелочей вырастает необъятная философия мира вина.
Пять лет назад сомелье и кависты не были отдельной специальностью. По сути профессия появилась, а как официально назвать человека – не ясно. Моя первая запись в трудовой книжке – «бармен/продавец-консультант», потому что бухгалтерия не понимала, что писать.
Есть много шуток на тему «сомелье на фрилансе». На первой дегустации представители бренда встретили меня словами «добро пожаловать в клуб анонимных алкоголиков».
Все зависит от самоконтроля. Даже самые профессиональные дегустаторы в какой-то момент понимают, что уже ничего не чувствуют. Нет такого, что чем чаще ты дегустируешь, тем больше у тебя возможностей выстоять. Печень не вечная.
За все время работы я обучил около 50 человек. Талантливых я могу пересчитать по пальцам. Те, кто работают в «Винотерии», обладают огромным базисом знаний. Многие отсеивались, не хотели развиваться. Для них это было веселье, прикольная работа, где можно выпить и закусить. А копнуть вглубь и предоставить клиенту информацию – это уже нет. Поэтому все зависит сугубо от желания развиваться и устанавливать какие-либо рамки. Еще существует мнение, что женщины реже встречаются в этой профессии, потому что думают другим полушарием. Но крупных исследований не проводилось на этот счет.
Как и большинство субкультур в Россию все пришло позднее, особенно в регионы. Например, Vinho Verde переживает пик популярности в Самаре – многие только сейчас познакомились с этим вином. Два года назад я общался на выставке «Продэкспо» в Москве со своими коллегами, некоторые из них назвали это вино «попсой». Для них это уже стало пережитком. Сейчас на первый план выходит это вино с большим содержанием алкоголя, меньшим содержанием сахара и повышенной кислотностью. Придет ли к такому Самара, зависит от потребителей. Но это и есть винная культура: как только люди поняли, что можно пробовать что-то новое, начали открываться бары и магазины.
Сейчас я с гордостью смотрю на свой город, здесь много нового, а у ребят есть огонь в глазах и желание развивать культуру и себя. Люди разного достатка и возраста приходят на дегустации и им это интересно. Интерес создает желание у сомелье продолжать и создавать что-то новое, придумывать винные вечера, ужины, казино и квизы.
Я вижу изменения в настроении людей и ситуация для бизнеса нерадужная. Но хотя люди сейчас и сидят дома, пьют вино и другой алкоголь от скуки, покупательская способность упала. Людям не до веселья, а топить грусть в алкоголе – это не есть хорошо. Но все равно кто-то устраивает онлайн-дегустации. Мы с коллегами из Москвы организуем такие встречи.
Теперь немного о выборе вина:
- Смотрите на контрэтикетки. Некоторые контрэтикетки на русском языке – это устаканившиеся отношения между производителем и виноторговой компанией, поэтому иногда сам производитель наклеивает уже переведенную на русский язык этикетку. Это показатель уважения к представителю и потребителю в масштабах рынка.
- Обратите внимание, где произведено вино и где разлито. Пока я сам слабо доверяю винам, которые произведены во Франции и Италии, а разлиты в России. Но во всем мире это принято, потому что экономит логистику и сказывается на цене вина в итоге.
- Экспериментируйте. Плохой опыт – это тоже опыт, вы просто больше не возьмете вино, которое вам не понравилось.
- Не бойтесь спрашивать совета – ради этого и работают кависты и сомелье.
- Главный совет – пить вино и радоваться его существованию. Потому что даже при всей популяризации, оно было высоким напитком. Приятно смотреть, как к нему приобщается все больше людей.
Текст: Анастасия Буданова.
Комментарии (0)