Триптих о российском искусстве и народных промыслах на пересечении с модой мы набрасывали прямо в историческом сердце не только Нижегородской области, но отчасти и всей России – на Щелоковском хуторе среди образцов деревянного зодчества XVII–XX веков. Вместе с художником Юлдус Бахтиозиной, галеристом Анной Бариновой и заместителем губернатора Нижегородской области Олегом Берковичем выясняем, как сделать современными народные промыслы и что сейчас творится в мире искусства.
ГЛАВА I. Юлдус Бахтиозина
Художница, которая стала первым российским спикером TED, женщина из списка BBC «100 женщин, меняющих мир к лучшему» , луший молодой фэшн-фотограф 2016 года по версии итальянского VOGUE. Ее дебютный фильм «Дочь рыбака» наделал шума на «Берлинале», а новую картину-эксперимент «Рискуя собственной шубой» она представила в Нижнем Новгороде, в культурном центре «Рекорд», этой осенью.
В каком положении русская культура находится сегодня?
В не очень комфортном положении «изподвыподверта». Русское народное название.
Помогает ли ваша художественная практика менять в мире стереотипы о русских?
Раньше точно помогала. Я долго выстраивала мост, пройдя по которому, зрители влюблялись в русскую культуру. Они с удовольствием погружались в это путешествие. Ирония и самоирония в работе со стереотипами облегчали процесс коммуникации. Сейчас кое-что изменилось – многим страшно признаваться в симпатии к русской культуре, даже русским. И открытого желания пройтись по мосту я не наблюдаю. Мир вывихнул сустав. Все работает по системе «искажений» и еще долго будет работать. Потом будут новые перегибы и, безусловно, новые стереотипы. О них поговорим через пару лет.
Чего не хватает современному искусству в России?
Инвестиций, веры людей, элементарной надежды в сердцах. Деятели искусства, оставшиеся в России, впали в состояние беспросветного отчаяния, колебаний на тему уместности того или иного высказывания, все сводится к одному прочтению. Даже если смотришь Шекспира, думаешь только о триколоре и двуколоре в смертельной схватке. Так что самое главное, чего не хватает современному искусству в России, – это спокойствия и возможности планировать создание того самого искусства.
Что вас вдохновляет сегодня?
Сегодня с вдохновением не все так просто. Даже я, наверное, самый токсично-ироничный художник, загрустила. Есть ощущение, что все актуальное – не актуально, все важное – не важно. Есть только одна тема, и ею накрыта вся страна, частично – мир. Зрителю также интересна только одна тема. Но художник на то и художник, что экспериментирует и над сознанием зрителя. Об этом моя новая видеоработа из 12 монологов «Рискуя Собственной Шубой».
Любопытно, как сегодня зритель воспринимает сказочный язык, монологи с отсылками к сказочным архетипам, фрагментам известных сказок. Уверена процентов на 98, что так или иначе мозг будет сводить все к одной теме. К стремлению найти ответ на миллион вопросов. Поиски своего мнения в гуле чужих мнений. Замираю в ожидании реакции. Заниматься искусством вообще опасно, зато шуба всегда в тонусе.
Как возродить декоративно-прикладное искусство и сделать его актуальным?
Переосмыслить, что-то сохранить, что-то улучшить, обязательно связать с сегодняшним днем и современным миром. Но не все имеет смысл возрождать. Мы же не пытаемся воскресить Чехова и Булгакова.
Ранее вы говорили, что хотите стать первой женщиной-президентом в России. А что сейчас?
У меня была такая амбиция в 16 лет, но подобные идеи просто так не посещают. Я считаю это своей отложенной миссией. Президентом стоит стремиться быть после 50–55, а может, и позже.
ГЛАВА II. Олег Беркович
Заместитель губернатора Нижегородской области, который курирует сектор культуры. За спиной, а то и в лицо его называют одним из самых стильных и человечных российских политиков, который уже сам по себе бренд. Последние годы много работает над повышением туристической привлекательности региона, делая акцент на его культурных и художественных сокровищах. Много занимается народными художественными промыслами.
Как в регионе обстоят дела с современным искусством?
Мы – одни из лидеров современного искусства в стране. Это не только мое мнение, но и директора музея «Гараж» Антона Белова. У нас одна из самых развитых в стране программ поддержки художников властью и бизнесом. Только за этот год открылись студии и галереи «Тихая», 1221 и «Терминал». Очень популярны «9Б» и Futuro. Флагманом остается Арсенал, где экспонируется мировой топ: легендарный Билл Виола и победители премии «Инновация». Еще здесь проходят лекции и встречи с художниками и актерами. Вся инфраструктура в целом дает возможность расти, и многие художники с улиц уже ушли в галереи. Причем не только в нижегородские.
Иногда жители закрашивают красивые граффити, хотя фестиваль уличного искусства «Место» уже не первый год привлекает сюда художников и туристов со всей страны. Как считаете, нижегородцы понимают современное искусство?
Нужно оставить жителям право выбора. Современное искусство не для всех, его нельзя навязывать. Бывали случаи, когда на жилых домах закрашивали муралы, но это было необходимо для капремонта или утепления. Тусклая действительность районов и опор мостов действительно стала ярче. Нижегородцы не только понимают современное искусство, но и в какой-то степени избалованы им за шесть лет фестиваля «Место» и других мероприятий.
В этом году в России по инициативе Нижегородской области появился новый праздник –День народных художественных промыслов. Реально ли сделать промыслы модными?
Промыслы – недооцененная в современном мире отрасль, кладезь красоты и смыслов, того самого русского кода. Специальный день в году – это постоянное промо отрасли. Ведь вводить промыслы в моду – очень дорогое удовольствие. Сделанные в коллаборации с дизайнерами вещи – штучный продукт, который и стоит как люксовые вещи. Недавнее шоу «Мисс Нижний Новгород» и коллекция Numero Nuovo тому подтверждение. Еще один пример – вологодское кружево, которое использует модельер Ульяна Сергеенко. Ее платья носят мировые звезды.
Но таким путем промыслы могут стать популярными только у элиты. Чтобы сделать промыслы народной модой, ими должен заинтересоваться массмаркет. Но этого не случится без промо, фотосессий и амбассадоров. Нужно работать с предприятиями. И мы работаем, правительство выделило на это немалые средства. На 800-летие в сувенирных магазинах появилась целая линейка с промыслами, оттуда эти изделия разъехались по всей стране, задавая тренд.
Подведите итоги нижегородского Форума креативных территорий. Что будет сделано?
Во-первых, область стала частью федерального проекта «Императорский маршрут», а значит, о нас узнают еще больше людей. Во-вторых, на форуме мы собрали пакет предложений спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко. В-третьих, само общение представителей отрасли, обмен опытом и диалог – это основа будущих проектов и интеграций. Форум проводится второй раз, нужно чуть больше времени, чтобы получить от него большую практическую пользу.
У вас есть собственная коллекция предметов искусства. Как вы ее собираете?
У меня пока небольшая коллекция из работ нижегородских современных художников, в том числе победителей премии «Инновация». Мои любимые художники – Артем Филатов, Яков Хорев, Владимир Чернышев и Андрей Оленев, самый уважаемый мной автор. У нас уже сложилась своя школа, свои традиции. За нижегородцами будущее.
Если бы вы были художником, какой вид искусства вы бы выбрали?
Я бы стал музыкантом или дирижером. Чтобы была возможность собственного прочтения, чтобы работать со множеством людей и выступать перед благодарной публикой. Или стал бы скульптором. И ваял бы исключительно обнаженную женскую натуру, потому что, на мой взгляд, нет ничего прекраснее.
ГЛАВА III. Анна Баринова
Основательница ANNA NOVA GALLERY, учредительница российского конкурса проектов молодых художников NOVA ART. Человек со встроенным компасом, который чувствует настроения художников и легко ориентируется в мире искусства. А еще у Анны есть дар заражать своей любовью к искусству.
В каком положении сегодня находится российский рынок современного искусства?
Cейчас смена декораций. Ситуация крайне нестабильна, очень сложно строить планы. Каждый день меняются экономические условия, появляются новые ограничения, информация быстро теряет актуальность. Мы оторваны от международного рынка, прерваны партнерские контакты с зарубежными художниками и институциями. В итоге внутренний рынок замыкается и начинает вариться сам в себе. Но все это можно рассматривать и как новые возможности для художников, которые решили остаться в России.
Мне кажется, после подобных кризисов должен следовать новый виток развития: новые открытия, новые имена, новые высказывания.
Кто и как сейчас покупает современное искусство?
Осенью сорвалось несколько сделок с коллекционерами, продажи упали. Но это произошло не только с искусством – люди в целом стали экономить на товарах не первой необходимости. При этом купить работы современных художников сегодня может практически каждый. Современное искусство настолько разное и находится в столь разном ценовом диапазоне, что каждому найдется работа по вкусу и по карману. Можно покупать тиражные и небольшие работы, а можно и крупные, дорогостоящие произведения. То есть каждый может собирать собственную коллекцию.
Мы заметили, что искусство начало активнее просачиваться в общественные пространства.
Да, искусство появляется в интерьерах офисов, ресторанов, магазинов и даже больниц. Ведь уже доказано, что оно благотворно влияет на нас, повышает работоспособность, развивает мышление. Развивается паблик-арт, когда масштабные инсталляции закупает город для урбанистического пространства. Искусство демократизируется, а рынок становится более понятным. Стало легче познакомиться с художниками, кураторами и галеристами, стать частью художественного сообщества.
Есть ли спрос на искусство в регионах?
За последнее время он значительно вырос со стороны как зрителей, так и покупателей. На карте современного искусства уже отметились Екатеринбург с Международной Уральской индустриальной биеннале, Пермь с «Культурной революцией» и Музеем современного искусства, Красноярск с центром «Площадь мира» и, конечно, региональная столица современного искусства – Нижний Новгород.
Я хочу признаться в любви этому городу. Уже шесть лет я регулярно езжу сюда по два раза в год и испытываю восторг от природного и культурного ландшафта. Нижний наращивает свою активность и становится крупным центром, где ежегодно проходит очень много интересных культурных событий. Но приятно видеть, что и в удаленных регионах интересуются искусством. Например, на русском Севере, в Архангельской области, где обосновалась резиденция для современных художников «Марьин дом», или в Республике Коми, где начала проходить Коми биеннале современного искусства.
А как сейчас чувствуют себя сами художники? Как изменилась их практика?
Художники наиболее чувствительны к историческим переменам. Подчас они единственные, кто может отрефлексировать исторические травмы и выразить их с помощью символических форм, рассказать нам поэтическую, но правдивую историю, отразить наши переживания, ощущения, эмоции. Некоторые художники берут паузу, чтобы обдумать происходящее. Это момент некой ценностной пересборки. Другие, наоборот, начинают активно работать, обращаясь к новым образам и даже медиа. Кризис – это всегда возможность. И как художник этой возможностью воспользуется – решать только ему. Как точно высказалась Юлдус, это риск, в котором на кон ты ставишь свою собственную шубу, а может, и душу. И я уверена, что за периодом упадка последует возрождение.
Почему вы закрыли галерею до декабря?
Мы объявили о закрытии 29 сентября. Именно в этот день должна была открыться выставка художников Ольги и Олега Татаринцевых, которую они готовили больше года. За время подготовки концепция выставки трансформировалась и видоизменялась. На художников влияли происходящие в мире события. В итоге мы приняли решение сделать из выставки некую фигуру умолчания, то есть закрыть галерею. Такой реди-мейд ситуации в России. Но это не означает, что галерея прекратила свою деятельность. Мы продолжаем инвентаризировать новые поступления, показываем их коллекционерам, работаем с архивом, обновляем сайт, ведем внешние проекты, в том числе вложили много сил в проект «Шуба на кону» в нижегородском центре культуры «Рекорд».
Как сделать декоративно-прикладное
искусство популярным?
Последние несколько лет я наблюдаю повышенный интерес художников к фольклору и традиционному искусству. Видимо, для того чтобы ответить на сегодняшние вопросы, нам нужно обратиться к традициям предков, к искусству и культуре прошлого, к истокам собственной идентичности. Собственно, работы Юлдус – в том числе про это. Она одной из первых обратилась к теме славянского фольклора и сказок, а также использовала старинные древнерусские техники для создания кокошников и костюмов, которые стали узнаваемыми элементами ее авторского художественного мира. Также можно вспомнить художницу Устину Яковлеву, чью совместную выставку с финской художницей Сильвией Явен мы показывали в галерее этой весной. Устина работает с традициями русского Севера и в своих холстах актуализирует техники северного плетения из жемчуга.
Можете вспомнить удачные примеры использования элементов народного декоративно-прикладного искусства в моде?
Русские традиции особенно ярко проявляются в области моды. Вспомним хотя бы бренд Ульяны Сергеенко. В разные годы в кутюрных коллекциях были использованы различные техники вышивки, резьбы по дереву и стеклу и, конечно, русские ткацкие традиции. А дизайнер Светлана Родина в коллаборации с маркой Loom выпустила капсульную коллекцию, вдохновленную городом Ельцом и работами местных мастериц. Особое место в коллекции заняли платки и воротнички из знаменитого елецкого кружева. Мне кажется, модельеры и художники продолжат исследования традиционной культуры с переложением на современный язык.
*Сделайте промыслы великими снова
Ассистент фотографа: Ольга Прусакова
Организация: Анна Боброва
Стиль: Алена Сударикова
Одежда: RUSSKIYE Central market, MASHKARA, OKSANA KOSAREVA brand
Украшения: BRUMETAGE
Макияж и прическа: Ольга Кириллова, Юлия Шимаева,. Юлия Самарина
Локация: архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор»
Благодарим за помощь в проведении съемок бренды RUSSKIYE Cenral market, Mashkara, Oksana Kosareva brand, Brumetage, компанию VIP CAR RENTAL NN и архитектурно-этнографический музей - заповедник «Щелоковский хутор».
Текст: Катерина Смирнова
Фото: Анна Володина
Комментарии (0)