«Орлеан» Юрия Арабова мог бы стать сценарием. Но в отсутствие предложений от режиссеров соавтор Александра Сокурова и Кирилла Серебренникова пишет прозу – лаконичную, зримую, где каждая глава как готовый эпизод фильма.
Cюда почти никогда не доходят письма, отправляясь по ошибке во Францию или в США. Орлеан, описанный Юрием
Арабовым, затерян в Кулундинской степи и своим названием обязан Ленину, который однажды ткнул пальцем в карту:
«Здесь будет наш Орлеан!» Жители города, словно эпидемией,
поражены злобой, равнодушием и находятся в постоянном поиске плотских удовольствий, которые не приносят им ни утешения,
ни радости. Парикмахерша Лидка, горе-влюбленный Игорек,
хирург-осеменитель Рудольф, дознаватель по фамилии Неволин,
готовый сам сесть в тюрьму, лишь бы от него отстали, – все герои
мечутся по жизни, как внутри клетки, давно забыв, зачем они
еще живы. И даже фантасмагорический экзекутор по вопросам
морали с внешностью Кларка Гейбла, появившийся в Орлеане,
чтобы припугнуть население, оказывается беспомощен: и не таких здесь резали на части, во всех смыслах. В эпилоге, названном
«Другая книга», Арабов переносит действие в Москву 1921 года –
к эпохе Кронштадтского мятежа и голода в Поволжье. Параллели
неутешительны: связывая два временных пласта, Арабов, автор
сценариев к первому советскому фильму ужасов «Господин оформитель», «Юрьеву дню» Кирилла Серебренникова и лучшим лентам Александра Сокурова, не склонен к сочувственному лиризму,
ему ближе уставшая интонация, не оставляющая надежды.
Юрий Арабов. «Орлеан». АСТ
Комментарии (0)