Учитель русского языка начала борьбу с неграмотностью российских ведущих, разбирая их ошибки в своем видеоблоге. Под ее обстрел попали Иван Ургант, Владимир Познер и даже Анатолий Вассерман.
Почему решили связать жизнь с преподаванием?
С детства я болела этой профессией. Школа была моей любимой игрой: я сажала вокруг себя детей и взрослых и объясняла им материал, выступая в роли учителя. Поэтому вопросов, куда поступать, не возникло – только выбирала между русским языком и математикой. Филология перевесила, потому что для поступления на математический факультет требовалось сдавать физику, которую я знала хуже.
Как появилась идея основать детскую школу тележурналистики «Один дома»?
Я работала на телеканале «Сети НН», где руководила детской рубрикой «Большая перемена», выходившей в утреннем эфире. Не прошло полугода, как меня вызвал директор и сказал: «Делай большой детский проект». Тогда я поняла, что нельзя приглашать в кадр детей с улицы без особой подготовки: им необходимо специальное образование. Поэтому я организовала проект «Один дома», где стала обучать необходимым навыкам, параллельно снимая передачи с их участием.
Мысль о создании ютуб-канала «Училка vs ТВ» пришла внезапно, или долго вынашивали ее?
Можно сказать, что я шла к этому решению. Даже в моей программе обучения есть дисциплина русский язык. Дети знают, что за ошибки им прилетит, поэтому боятся. Еще я по жизни разговариваю с телевизором, ругаюсь, если кто-то там ошибается. Я все время поправляю своих друзей, это от них пошло прозвище «училка»: когда я слишком достаю их замечаниями, они просят выключить училку. На самом деле здесь два момента: с одной стороны, я всегда несла этот материал людям, поэтому подумала, не вынести ли замечания на публику, с другой – мои ученики хотят быть блогерами и просят перенаправить их на это. А я не могу научить их блогерству, потому что сама никогда этим не занималась и не знаю, каково это. Вот они мне и сказали попробовать.
Какой была их реакция на вашу блогерскую деятельность?
Положительно, конечно. Приходят на занятия и говорят: «Таня, у тебя уже 17 тысяч 200 подписчиков, нет, уже 17 тысяч 244!». Очень поддерживают меня в комментариях. Дети пытаются помогать, но они еще несерьезные «добытчики ошибок»: не запоминают, на какой минуте и на каком канале их допустили. В основном я нахожу сама и помогают подписчики – у меня было уже два видео, полностью основанных на их письмах.
Насколько изменилась ваша жизнь после выхода первого выпуска «Училки»?
Катастрофически не стало хватать времени. Поначалу было неловко, хотелось сказать, что я в домике. А сейчас понимаю, что надо делать выбор: либо блог будет дальше развиваться, либо я прощаюсь и «закрываю лавочку». В блогерстве я все равно не очень разбираюсь. Знаю, как оформить канал, но не понимаю нюансов вроде продвижения – тут нужен дополнительный специалист. Еще в последнее время узнала много интернет-терминов: хейтер, спойлер и тому подобные.
Расскажите об отношении к своей популярности.
Не ожидала, что тема зайдет. Во множестве блогов на темы кулинарии, путешествий и разборов новостей есть конкуренция, а мой проект оказался уникален по содержанию. Никто этим не занимается, потому что нужно иметь филологическую базу и телевизионный навык. Так получилось, что у меня это есть. Существуют блоги, связанные с русским языком, но в абсолютно другом формате – у нас не пересекается тематика.
Что думаете по поводу современных российских педагогов? Довольны нынешним уровнем образования в стране?
В любом деле, будь то работа поваром или уборщицей, есть высококлассный персонал, а есть халтурщики. В учительской среде то же самое: есть талантливые и воодушевленные энтузиасты, которые любят детей, но их немного по сравнению с теми, кто просто работает. Я считаю, что круче быть лучшим дворником города, чем плохим учителем в школе. Есть хорошие преподаватели, но это не массовое явление. Жаль, что в школу приходят люди, которым там не место. Российское образование такое, каким должно быть сейчас. Учителю нужно всего лишь хорошо делать свою работу. Можно научить человека, только если он сам этого хочет. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей и дать посыл для движения дальше.
Возникают ли сложности из-за изменения русского языка под влиянием интернета?
Язык менялся во все эпохи, и я не могу сказать, что сейчас этот процесс идет активнее, чем в XIX веке, когда французский заполонил нашу речь. С интернет-сленгом двоякая история: волосы дыбом встают от того, как переписываются дети, но намеренная неграмотность – это хорошо, потому что она предполагает знание. Сейчас русский язык и литературу учат технологично, потому что целью является сдача ЕГЭ. Сочинения очень формализованы: в мое время писали один текст на восемнадцать листов – сейчас творчество убивается, а технология культивируется. Мне не нравится упрощение и подведение под одну стандартную схему.
Проект Татьяны «Один дома» получил главный приз премии «ТЭФИ-регионы» в номинации «Программа для детей». Она была приглашена на передачу «Андрей Малахов. Прямой эфир» в качестве эксперта русского языка. Ее канал «Училка vs ТВ» получил комментарии от журналиста Владимира Соловьева и советского радиоведущего Игоря Кириллова. Каждое лето Татьяна проводит лекции о русском языке для компании друзей в неформальной обстановке.
Текст: Анастасия Лябина
Фото: Анатолий Козьма
Комментарии (0)