18+
  • Образ жизни
  • Технологии
Технологии

Поделиться:

Евгений Касперский: «Информацию нужно фильтровать, и никому не верить»

Под руководством генерального директора «Лаборатории Касперского», ведущего мирового специалиста в сфере кибербезопасности, команда Scuderia Ferrari на гонках «Формулы1» обеспечена ИТ-защитой, а в Kaspersky Academy молодые бизнесмены нарабатывают опыт и связи.

О вашей многомиллионной ИТ-компании знает весь мир. Расскажите, как все начиналось.

Первый мой опыт работы с компьютерами, точнее, с вычислительными машинами, каждая размером со шкаф, случился в 1981 году в математической школе-интернате №18 при МГУ. Я сразу загорелся, начал исследовать различные операционные системы, попробовал писать софт. Получил образование криптографа, но больше занимался математическими задачками и отслеживал информацию про компьютеры, в том числе про вирусы. В 1989 году обнаружил заражение рабочей машины. На тот момент существовала пара десятков самопальных утилит антивируса. Мне стало любопытно, как работает вирус, — я разобрал код по деталькам, понял алгоритм и запустил его в обратную сторону, это же логично. Файл был вылечен, вот так и понеслось.

Каким образом вы монетизировали свои знания, ведь ИT-рынка тогда не существовало?

Поначалу я пытался продавать свой софт через кооперативы, но ничего не клеилось. В 1991 году на меня случайно свалилось два контракта. На первом я заработал десять тысяч рублей, на которые купил видеомагнитофон. Это была полнейшая глупость, я толком и не пользовался им, потому что занимался изучением вирусов, жена тоже не успевала: воспитывала двоих детей. Во второй раз я поступил мудрее. Другой московский кооператив с серьезным финансированием решил создать на старом оборудовании систему, подобную будущему Microsoft Office, и выпустить ее на дискетах, встроив туда же антивирус, представляете! Это проект огромной сложности, я не стал им говорить, что ничего не получится. Да они бы и не поверили. Там я заработал еще двенадцать тысяч, на них купил четыре тонны бумаги и издал книжку «Компьютерные вирусы в MS-DOS». В ней описал некоторые технологии, на которые потом американские компании получили патенты. Теперь, когда на нас наезжают, я открываю эту книжечку и говорю: «Ребята, а мы вот это сделали за десять лет до вас». Воодушевившись, я решил, что надо делать бизнес. С 1991 по 1998 год ничего не получалось. Я уволился из армии — был офицером — и пошел работать в один из кооперативов, который потом стал большой российской компанией «Ками». Владельцем был мой бывший преподаватель, учитель с большой буквы, поверивший в меня. Я пахал по четырнадцать часов в день практически без выходных и отпусков. Выживал халтурой на европейскую антивирусную компанию: делал базу данных себе и еще отдавал ее им. Много печатался в западных журналах с профильными статьями. Я вышел на улицу, образно и не образно, всего один раз — в августе 1991-го, провел ночь на баррикадах, чтобы сказать свое «фи» предыдущему режиму. Когда получил ваучер, торжественно вручил его теще и сказал: «Делайте с ним что хотите». Постепенно дело начало раскручиваться, мы стали занимать первые места в тестах, у меня появилось два программиста, которые в 1997 году и стали соучредителями известной вам компании.

Кажется, это была большая авантюра. Сложно было найти единомышленников?

Ядро команды осталось с тех времен практически неизменным: из двадцати человек на фотографии в нашем личном архиве в одной из первых презентаций десять до сих пор работают в «Лаборатории Касперского». Причем в костяке компании двое — без высшего образования. Вадик Богданов учился в ПТУ, работал осветителем в ДК, сам изучил программирование, компьютерную архитектуру, у нас просто чудеса творил. Автор статьи в английском журнале, заглянув в код его программы, был сильно впечатлен и назвал его работу произведением искусства. В 1999 году открылось первое зарубежное представительство в Великобритании, в 2003-м — в Японии и Китае. И почему-то не было страшно.

Каким информационным порталам вы доверяете?

Сейчас остановился на РБК и иногда BBC, «Лента» мне нравится из-за провокационных заголовков, смотрю соцсети. Информацию нужно фильтровать, никому не верить и собирать картину по кусочкам из разных источников.

Вы много путешествуете, судя по блогу eugene.kaspersky.ru.

Сегодняшний рейс до Петербурга был шестидесятым перелетом за этот год. Я профессиональный пассажир. Кстати, в небе я понял, как нужно правильно читать Довлатова. В том же состоянии, в каком он писал свои книги. Однажды на маршруте Токио — Москва у меня в руках оказались его книга и бутылка виски. Я наполнял рюмочку, брал предложение, пережевывал его не спеша, как ценитель, проглатывал, брал следующее и наливал еще. Получил невероятное удовольствие. Во время перелета ухожу в режим ящика: создаю эмоциональные границы, чтобы сэкономить энергию. Своего самолета пока нет — жаба душит, поэтому беру в аренду. У меня же сейчас ипотека: офис на Ленинградском шоссе — три домика на воде. А в целом, для меня главное — поменьше понтов. Обычно хожу в джинсах и кроссовках, стригусь редко. Только вот перед очередной экспедицией на Камчатку побреюсь почти налысо.

В 2007 году «Лаборатория Касперского» стала лауреатом премии Рунета, а Евгению была присуждена медаль «Символ науки». Он сыграл роль в русском сериале о хакерах «Сеть», в проморолике с Джеки Чаном. В 2009-м стал лауреатом Госпремии РФ в области науки и технологий. Его любимые фильмы — «Солярис» Андрея Тарковского, «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Спонсировал экспедиции в Антарктиду (2о12 год) и «Семь вулканов» (2013 год). Автор пяти книг и отец четырех детей.

Текст: Ринат Умяров
Фото: Алексей Костромин

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: