18+
  • Образ жизни
  • Финансы
  • Бизнес
Финансы

Предприниматель Никита Робуль – о семейном бизнесе и удаленной работе. Советы начинающим стартаперам

Новый герой совместного проекта «Собака.ru» и «Альфа-Банка» «Время – деньги» – Никита Робуль – за десять лет запустил три успешных бизнес-проекта и, кажется, не собирается останавливаться. Мы узнали у Никиты, как ему удается совмещать семью и работу, какие качества он ценит в сотрудниках больше всего и что думает о денежных аффирмациях.

 

В какой момент вы решили начать заниматься бизнесом?

В университете я прочитал книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» и подумал, что было бы здорово заняться предпринимательством. Но тогда оформленных мыслей на этот счет у меня не было, я ничего специально не искал, играл в баскетбольной команде и хорошо учился. После выпуска я нашел работу по найму, устроился директором в рекламное агентство. А потом, примерно через год, я подумал, что могу открыть свое дело. Так как я был знаком с особенностями работы рекламщиков, я решил заняться полиграфией и развиваться в этом направлении. Мы работали шесть лет прежде, чем у нас появилось собственное оборудование, именно тот момент я считаю нашим официальным открытием.

Сколько у вас сейчас бизнес-проектов и как вам удается их совмещать?

Сейчас у меня осталось три проекта: типография «Градъ Принт», байер-сервис «Клуб шопоголиков» и комиссионный магазин. Был еще проект, связанный с теннисными ракетками, но его пришлось оставить. На вопрос «Как все успевать?» отвечу просто: «Стараюсь проводить эффективно каждый день». Не взваливать на себя чужую работу, учиться делегировать задачи, чтобы выполнять задуманное до конца. Успех любого предприятия – это всегда энергия его руководителя. Но энергия энергии рознь: дети, например, тоже очень активны, но они не умеют направлять свои силы в нужное русло. Поэтому они начинают одно дело и сразу переходят к другому, при этом оставляя за собой жуткий бардак. Вот моя задача – превращать энергию в продуктивность и по максимуму завершать все, что я задумал, чтобы это приносило пользу компании и мне лично.

 


Успех любого предприятия – это всегда энергия его руководителя.

Как выглядит ваш распорядок дня?

Я просыпаюсь около 7:30–8:00 утра, выпиваю стакан теплой воды. Потом мы всей семьей занимаемся зарядкой. Раньше я делал ее один, но, к счастью, потом смог всех вовлечь в этот процесс. Дальше я отвожу ребенка в садик, завтракаю с женой. Примерно до 10 утра происходят такие семейные ритуалы, от которых меня, как правило, ничто не может отвлечь. А затем уже начинается полноценная работа. Я организовал себе довольно гибкий график, поэтому могу позволить себе в течение дня сходить на тренировку, на массаж или к барберу.

У меня два офиса: в типографии и в «Клубе шопоголиков», поэтому я могу находиться и там, и там. Также я часто работаю на ходу: могу решать какие-то дела в мессенджере, могу зайти в кафе и поработать там. Спасибо гаджетам, я их полноценно использую и значительно экономлю время благодаря им. Я редко захожу в соцсети, чтобы пообщаться или полистать ленту. Они для меня тоже в какой-то степени проект, который приносит свои плоды.

Работаю я часов до шести-семи, потом возвращаюсь за сыном и вечер опять уделяю семье. Мы общаемся и подводим итоги дня, а в одиннадцать-двенадцать ложимся спать. Часто в мое расписание вклиниваются командировки, тогда режим сбивается, но я всегда стараюсь оставить утро и вечер для себя.

Где работать комфортнее: в офисе или дома?

Я из дома много работаю, поэтому в пандемию это не стало для меня проблемой. Мы заранее позаботились о своем пространстве, оно у нас удобное и приспособленное под все бизнес-дела. Правда, моя жена часто меня выгоняет (в хорошем смысле слова), потому что бывают вопросы, которые требуют рабочей энергии, и лучше решать их не дома. Но что касается моей эффективности, то она не страдает ни там, ни там. Более того, я вижу, что везде есть плюсы: например, дома можно сконцентрироваться на своих вопросах как руководителя, в офисе – поучаствовать в обсуждении с коллегами. А вообще, очень эффективно получается работать в поезде и самолете, где никто не отвлекает. Но это, конечно, происходит не каждый день.

Байер-сервисом «Клуб шопоголиков» вы управляете вместе с женой. Согласны ли вы с мнением, что с родственниками вести бизнес сложно?

У меня было два опыта партнерства, причем тот пример, когда мы открыли дело с женой, гораздо удачнее первого. Конечно, есть определенные сложности, но в целом я нашим сотрудничеством доволен. Возможно, нам не хватает каких-то официальных юридических моментов, например, написать и заверить договоры. Мы не разделяем наш доход, хотя рекомендуется, чтобы у жены был свой отдельный бюджет, а у семьи – общий. Но пока это все никак не влияет на нашу работу. Мы стараемся разделять задачи, четко определять зоны ответственности: я не лезу в ее дела, она не лезет в мои. В дневное время мы решаем только рабочие вопросы, даже общаемся исключительно насчет бизнеса, а утром и вечером обсуждаем что-то личное, семейное.

Что вы можете посоветовать человеку, который хочет открыть стартап?

Первое, что приходит на ум, – учиться и не жалеть на это денег и сил. Я думаю, что нормально выделять третью часть от дохода на обучение. Второе – не бояться задавать вопросы, всегда всем интересоваться. Третье – вступать в профессиональные сообщества, посещать нетворкинг-мероприятия, общаться и обмениваться опытом. Я раньше сам не участвовал в подобных встречах, а потом понял, насколько это важно. Сейчас таких “групп по интересам” огромное количество: от сообщества уже успешных предпринимателей до начинающих стартаперов, которые выращивают картошку. Четвертое – вести соцсети, потому что с их помощью вы зарабатываете доверие к себе и своему продукту. Ну и пятое – максимально продуктивно проводить каждую минуту, не тратить время впустую.

Опишите себя как руководителя.

Я бы назвал себя справедливым и идейным. Еще организованным: люблю, когда все по порядку, по полочкам, с регламентами и правилами. Правда, иногда сам от этого страдаю, потому что много времени занимает все детали записать, согласовать. Я не строгий, прощаю даже грубые ошибки. Возможно, это неправильно, но мне не близок суровый подход, когда за любую провинность наказывают выговором или штрафом.

 


Если человек лежит на диване, представляет себе в красках миллион долларов, машину и новый дом, но ничего при этом не делает, то, скорее всего, ничего и не произойдет.

Какие качества вы цените в сотрудниках?

Я ценю продуктивность, когда ты можешь начать дело и довести его до конца. Ценю инициативность, когда ты не только качественно выполняешь задания, но и предлагаешь свои идеи. Ценю самостоятельность, когда ты спрашиваешь совета у руководителя только в крайнем случае. Ценю ответственность, когда ты четко осознаешь, что отвечаешь за все, что ты делаешь.

Еще очень уважаю людей с чувством юмора и чувством эмпатии. Последнее, пожалуй, даже важнее продуктивности, потому что, если человек хорошо работает, но при этом отравляет всем настроение, атмосфера становится напряженной и влияет на общее качество работы. Я стараюсь подмечать такое и работать только с эмоционально приятными людьми.

Сейчас огромную популярность набирают вебинары по финансовой грамотности, денежные медитации. Как вы к ним относитесь?

Как раз недавно записался на подобный марафон, пройду его и расскажу вам, действует или нет (смеется). А вообще, я думаю, доля правды в подобных «таинственных» историях есть. Я верю, что, если человек действительно чего-то хочет и при этом не стоит на месте, обстоятельства начинают подстраиваться под него – так устроена вселенная. Появляются нужные люди, по-другому складываются обстоятельства… Но здесь главное – сразу брать и пользоваться новыми возможностями, а не продолжать писать аффирмации и думать, что все произойдет само собой. Если человек лежит на диване, представляет себе в красках миллион долларов, машину и новый дом, но ничего при этом не делает, то, скорее всего, ничего и не произойдет. А даже если произойдет, не факт, что он сможет правильно распорядиться полученными деньгами. К сожалению, в 95 % случаев люди, выигравшие огромную сумму в лотерею, потом возвращаются к прежнему образу жизни, причем половина из них начинает жить еще хуже.

Мы много говорили о работе. А как выглядит ваш идеальный отдых?

Хорошая погода, семья рядом, спорт и свобода выбора – вот критерии идеального отдыха для меня. Самое важное, пожалуй, свобода. Мы не сторонники турфирм и путевок, не любим от кого-то зависеть в поездках и даже если берем экскурсию, то только с небольшим количеством человек. Еще здорово, когда получается совмещать пляжный отдых с активным: например, сегодня ты лежишь у моря, а завтра едешь на сафари. У нас так получилось на Занзибаре в январе: мы часто меняли локации и чередовали релакс на пляже со спортивными играми и активными прогулками. Наверное, этот отдых как раз можно назвать идеальным.

 

Текст: Мария Ушакова

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Бизнес,

Комментарии (0)

Купить журнал: