Главные герои нашего нового фотопроекта – мастера народных промыслов, которые на вес золота. Взять, например, балахнинское кружево – ни одна машина не справляется так, как толковая мастерица. Навыки передаются из поколения в поколение, изделия удачно интегрируются в нашу повседневную жизнь, а их мотивы и вовсе вшиты в наше ДНК – в детстве нас гипнотизировали ажурные узоры на зимних окнах да расписные цветы на красавицах-матрешках. Все это наше коллективное бессознательное и наш культурный код. Ведь как говорят мастера, человек неотделим от своих традиций.
Хохлома – визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей России.
У промысла есть свои парадоксы: палитра скромная, но в ней закодированы жизненные циклы и непрерывное движение. Красный – красота и огонь, золотой – энергия солнца и плодородие, зеленый – природа и весна, черный – земля.
Переломным моментом в истории хохломского орнамента мастера считают визит Людмилы Зыкиной в Нижегородскую область. Зыкина любила ландыши – специально для нее Заслуженный художник России Татьяна Баранова разработала новый орнамент с ландышами на зеленом фоне. Этот орнамент останется в истории хохломы навсегда.
За 100 с лишним лет чкаловский гипюр несколько раз менял названия, но свою самобытность и особый шарм сохранил вплоть до наших дней. Разнообразие и уникальность промысла строится на элементах узора. Их около 50: «тень», «копеечка», «цепочка» и другие.
Первое время основу орнамента составляли традиционные ромбовидные узоры, после войны мастерицы стали обращаться к природным мотивам.
Сейчас в постановке орнамента ограничений нет. На панно разыгрываются сюжеты русских сказок, все так же застывает строгая геометрия и тянутся к высокому небу церковные купола.
«Балахонки до слепу кружева плетут», – говорили в старину.
Со временем промысел трансформировался, но техника осталась неизменной – многопарная, самая сложная и подвластная лишь балахнинским кружевницам.
В Балахне адаптировали на свой лад заграничные орнаменты, чтобы потом вся Европа потеряла голову от неповторимого «балахонского манера». В нем ажурные узоры зимушки на окнах и деревянная резьба на русской избе смешивались с пышными розами, гроздьями винограда и плодами граната.
Сначала были городецкие прялки. На их донцах вырезались орнаменты и даже разыгрывались сюжеты. Потом мастера взяли кисти и стали расписывать и прялки, и шкатулки разные, и мебель, и предметы интерьера.
Деревенская жизнь играет на дереве сочными красками по сей день: девицы поют и пляшут, молодцы скачут на конях бравых, бегают гуси, цветут розы, приходит морозная зима и расцветает весна. А в домиках собираются на чаепития, плетут да вышивают.
Богатая цветовая палитра, тихая жизнь провинции и цветочные композиции: городецкая роспись дышит полной грудью, сохраняя русские мотивы в их первозданном виде.
Золотые нити плавно стелются на роскошные шелка, вырисовывая травушку-муравушку, гроздья винограда, а иной раз даже сказочных птиц с пышными хвостами.
Центрами золотого ремесла издавна были Арзамас и Городец: на швейных мастерских держалась вся экономика, а заказы приходили даже с заграничных земель.
Золотная вышивка легко находит своего ценителя и в наш век: ее изысканные орнаменты украшают и подиумные коллекции, и предметы интерьера, и ювелирные изделия.
Павлово – ножевой бренд России и «холодная» гордость Нижнего. Металлический промысел здесь начинал набирать обороты аж с XVI века, а главной его фигурой стал Александр Штанге: немец по происхождению, в XIX веке он получил гражданство и поселился в Нижегородской области, собрав ремесленников в первую артель.
Сейчас павловские столовые приборы, кинжалы, сабли, топоры и охотничьи ножи ценят и за качество, и за верность традициями, и за привлекательный внешний вид.
Поезд съедает километры железнодорожных путей, рыжие поля сменяются на широкие реки, тихонько побрякивает стакан. Внимательный пассажир заметит – филигрань.
А кто-нибудь с верхней полки обязательно расскажет, что центр филигранного производства – село Казаково в Нижегородской области. И филигранный подстаканник – первая вещь, сделанная мастерами по металлу – незадолго до начала Великой Отечественной войны они объединились в Казаковскую металлическую артель.
Казаковские изделия особенные: филигрань в них используется как основа для цельного предмета, расписанного ажурным узором. Новый век предложил новые тенденции. А мастера ими воспользовались. Теперь в изделиях находит место и золочение, а в узор включают и хрусталь, и финифть, и разные камни.
Текст: Анастасия Рассохина, Анастасия Андреянова
Фото: Арина Федотова
Продюсер: Алина Абрамова
Стиль: Юлия Борисенко
Одежда: Oksana Kosareva
Макияж и прическа: Юлия Самарина
Декор: студия декора Your Key
Локация: фотостудия Comilfo
Видео: Ольга Гафурова
Директор по фотографии: Юлия Зудилина
Комментарии (0)