Дизайн может и должен менять мир, уверена Дарья Василькова, основательница бюро Art Group и мебельного бренда REDA. Она входит в топ-100 лучших дизайнеров России, создает проекты по всему миру. Считает плитку недооцененным материалом и топит за ресайкл. Дарья приехала в Нижний буквально на один день для встречи с дизайнерами. «НН.Собака.ru» не упустила возможности и взяла эксклюзивное интервью.
С какими подрядчиками вы работаете?
На протяжении десяти лет я заказывала мебель и предметы интерьера из Европы. Работала напрямую с фабриками на очень хороших условиях. Когда западные компании ушли с российского рынка, я стала развивать свой бренд REDA. Раньше он был в основном для души. А теперь мы активно расширили производство плитки в Санкт-Петербурге. И я использую ее в своих проектах.
Я уверена, что сейчас российские бренды будут возрождаться и появится связка между производствами, русскими дизайнерами и бюджетами. И у нас будет свой оригинальный стиль, не скопированный с западного.
Как вы относитесь к локальным производствам?
Почему-то всегда было восприятие, что все зарубежное обязательно лучше российского. Люди себя недооценивают. В России очень много талантов, у нас богатая русская культура. Зачем нужно заимствовать западный дизайн?
Можно идти другим путем. Фабрика организует конкурс для дизайнеров. Затем выбирает самые удачные образцы и победителю выплачивает роялти с каждой продажи. По этому принципу я выстраивала бизнес-модель REDA. У нас много коллабораций с классными ребятами. Например, коллекция плитки «Космос», которую мы сделали с художником Мишей Мостом. А с иллюстратором Дарьей Ростовцевой выпустили «Ковер». Результаты наших коллабораций трансформируют пространства и интерьеры.
Коллекция We art от REDA стала знаковой.
Она действительно особенная. Коллекция появилась в результате коллаборации с ребятами с диагнозом СМА (спинально-мышечная атрофия. – Прим. ред.). Это пять комодов с плиткой и мозаикой из плитки, оставшейся от других проектов. Принты для комодов мы сделали из рисунков детей. Ребята рисовали свои мечты. Например, один мальчик очень хотел в поход, другой мечтал о собаке.
Сейчас мы делаем еще одну коллекцию. Дети с расстройством аутистического спектра изучали эндемику озера Байкал, нерп и рыб, которые там живут. Каждый ребенок создал дизайн зеркал и принты, которые мы будем использовать для плитки. Дети стали предметными дизайнерами и художниками. Наша задача – сделать эти предметы модными. Чтобы люди их покупали, а у компаний были деньги, чтобы платить ребятам. Так они будут расти и становиться равноправными членами общества.
Вообще эти дети действительно особенные. Работать с ними – радость. У них совершенно незашоренный взгляд на мир и нестандартные идеи.
Я хочу, чтобы такие коллекции плитки и мебели с историей составили успешную конкуренцию товарам массового производства. Дизайн может развивать, дизайн может и должен менять мир в лучшую сторону. Проекты REDA как раз об этом.
Дизайн может развивать, дизайн может и должен менять мир в лучшую сторону.
Что важнее в дизайне: этика или эстетика?
Я считаю, что дизайн транслировал определенные смыслы. Раньше ко мне приходили клиенты с желанием иметь роскошный интерьер, который показывал их достаток. Потом люди хотели, чтобы интерьер отображал их увлечения, хобби.
Следующий этап – когда человек приобретает предметы интерьера, тем самым выражая свою солидарность с тем, что происходит в этом мире. Например, когда ты покупаешь тумбочку не из дерева, а из переработанного пластика. Или используешь в своем интерьере не обычную плитку, а расписанную детьми с ограниченными возможностями. Потому что твой уровень сознания выше.
Счастье – это когда ты занимаешься тем, что людям нужно, и делаешь этот мир лучше. Например, если завтра дети будут сидеть за партами из переработанного пластика, они вырастут с четким пониманием, зачем сортировать отходы и заботиться об окружающей среде.
А еще важно понимать, что использование предметов интерьера из вторичных ресурсов – не признак бедности, это про осознанное потребление. Это модно.
Какие заказчики приходят сейчас?
Я люблю эклектику, люблю яркие интерьеры. Мои заказчики очень смелые. И иногда даже приходится немного притормаживать их излишне креативные идеи. Но это здорово.
Есть клиенты, которые предпочитают очень спокойные интерьеры. В этом случае задача дизайнера – убедить заказчика попробовать что-то другое, что-то новое. Можно сделать светлое пространство. Я рекомендую использовать яркий текстиль, стулья – то, что можно поменять через несколько лет и «переодеть» интерьер без особых затрат и фундаментального вмешательства в конструктив.
Дизайн интерьера стимулирует личностный рост. Изменения – это то, что должно с нами происходить. Старые паттерны поведения уходят, и мы постоянно переходим на новый уровень.
Как вы относитесь к искусственному интеллекту в сфере дизайна?
Уже сейчас специалисты разрабатывают программу, которая будет посредством ИИ создавать дизайн-проекты на высоком уровне.
Ко мне приходил гениальный парень, который разрабатывает интерьерный Uber и хочет продать его Яндексу. Он разрабатывает систему, которая будет быстро реализовывать дизайн-проекты. Появятся компании, которые начнут воплощать в жизнь эти ремонты. Специальная платформа будет поставлять мебель и предметы интерьера под этот проект: столы, стулья, отделочные материалы. Это будет решать основные боли заказчика: сроки, деньги, качество. В перспективе пяти лет большому количеству дизайнеров придется адаптироваться к новым условиям.
Я уверена, останется спрос на крафт: что-то рукотворное, дизайнерское, с душой. В этом отношении у ребят с ограниченными возможностями есть уникальный суперсвежий взгляд, который не сможет повторить ИИ.
Принцип успеха в том, чтобы делать сегодня то, что будет актуально завтра.
Текст: Анастасия Кормщикова
Фото: Юрий Коряков
Комментарии (0)