18+
  • Мода
  • Герои
Герои

Поделиться:

Стрит-арт-художник Илья Джайер о смысловой одежде и объединении всего мира

Основатель и креативный директор брендов Steelback и _levitacia^ Илья Джайер представил в Нижнем Новгороде новую коллекцию технологичной одежды _единый мир^. А мы расспросили его о сотрудничестве с Данилой Поперечным и Bumble Beezy, а также о том, почему вещь со смысловой нагрузкой важнее картины.

Как было выбрано место для презентации коллекции? Почему именно Нижний, а не Москва или Питер?

Большую часть жизни я занимался стрит-артом, и в 2013 году оказался в Нижнем Новгороде в рамках граффити-тура по городам России. Мы собрали команду белорусских и русских художников и посетили Ярославль, Петрозаводск, Нижний и еще несколько городов. За целый день, проведенный здесь, я очень полюбил этот город. Меня заворожили его просторы и необычный ландшафт. Именно поэтому, когда возник вопрос, где представим новую линейку, мы рассмотрели несколько вариантов и выбрали Нижний Новгород.

Манифест _единый мир^ призывает к отказу от устаревших социальных правил и навязанных стереотипов мышления, – например, от каких?

На самом деле от них уже все отказались, но в медиа люди по-прежнему транслируют регрессивные установки, мешающие развиваться обществу. В России до сих пор есть странные вещи, такие как притеснение по расовым признакам, половой принадлежности, социальному статусу и т.д. Наша первая коллекция – о свободном едином мире, но в информационном пространстве, где нет границ, рас, религиозных конфликтов и других разногласий. Здесь мы все должны быть едины и подниматься над проблемами. Об этом бренд _levitacia^ в целом.

Как связан ваш граффити-стиль с новой коллекцией?

В граффити чаще всего авторы переосмысляют уже существующие символы: иногда знаки кажутся кому-то уродливыми и непонятными, но они несут в себе смысл. Мне всегда нравилось изучать печатные шрифты, которые используются в книгах, рекламе. Я брал их за основу, трансформировал и работал на уличных пространствах. Люди могли разобрать в этих буквах мое имя, и оно стало распространяться. Эту любовь к понятным, четким шрифтам я развивал и в одежде. В коллекции _единый мир^ я использую наслоение материалов: одна часть текста нанесена на прозрачную поверхность, а другая – на основную ткань. При соединении этих фрагментов образуется целостное высказывание, причем части послания написаны в разном стиле на нескольких языках. Получается то же самое, что и в граффити: сочетание разнообразных шрифтов и символов создает полную картину. Эта картина похожа на наш мир, который представляет собой единое целое из непохожих частей. _levaticia^ – это метафора земного шара.

Вы упоминали о том, что некоторые ваши работы сделаны в опасных местах. Какой проект был самым рискованным, и где он находится?

В Санкт-Петербурге на крыше дома, расположенного слева от Аничкова моста, – это самое просматриваемое место в городе. Я переживал из-за событий на Украине и однажды ночью сделал надпись «МИР» объемными буквами синего цвета, который олицетворяет спокойствие. Она была размером примерно 15*6 метров, и это самый большой рисунок в центре Петербурга. Так я выразил свой мирный протест. 

В последние несколько лет работы стрит-арт-художников с городских поверхностей переходят на холсты, а уличные авторы выставляются в галереях. Как вы к этому относитесь?

Конечно, хорошо отношусь. На мой взгляд, артист должен много зарабатывать и хорошо жить. Надеюсь, сейчас уже никто не считает, что художник должен быть голодным. Я бы хотел, чтобы талантливые люди, которые приходят на коммерческие площадки, получали достаточно денег и материализовывали свое творчество, поскольку они создают национальную культуру. Это касается не только художников, но и всех представителей сферы искусства.

Планируете ли вы сами рисовать на холстах и делать выставки?

Сейчас я понял, что созданная нами одежда – это картина, которая живет на человеке и улучшает его жизнь с материальной и эмоциональной точек зрения. Если я нарисую обычную картину, она будет просто висеть. Я, конечно, могу ее продать, она сможет кого-то вдохновить, но у нее небольшой охват. А если я сделаю такую же картину, которая сможет согревать вас, или спасать от дождя, или делать вас красивее и увереннее в себе и при этом также вдохновлять формой и цветом, то это будет другой уровень пользы обществу. Я бы хотел организовать выставку, со временем я к этому приду, но пока я занят одеждой, поскольку вижу в этом больше пользы. 

Вы делаете акцент на технологичность одежды, подстраивая ее под условия города, также вы опираетесь на свою идеологию, которую отражают вещи. А ориентируетесь ли вы на модные тенденции, которые диктуют мировые подиумы?

Да, конечно, _levitacia^ – это сочетание всего самого прогрессивного и востребованного. Мы работаем с наиболее обсуждаемыми идеями для создания эмоциональной составляющей: посыла, манифеста, философии. Также мы анализируем тренды и предугадываем, что будет популярно. Например, в новой коллекции много рабочей эстетики и азиатских мотивов. Дальше мы будем больше разрабатывать производственную тематику и делать акцент на советский стиль, поскольку через несколько лет тема СССР будет актуальна. Мы стараемся обгонять наступающие тренды, и в новой коллекции нам частично это удалось. К примеру, азиатские мотивы только набирают обороты, но уже скоро придут даже в масс-маркет.

Вещи из новой коллекции – унисекс. Это тоже своего рода призыв к размытию границ и равноправию?

Можно, конечно, и так воспринимать, тем более что сейчас это очень актуально. Однако я такой смысл не вкладывал. На данный момент история моды пришла к тому, что мужская одежда в стиле милитари на хрупкой девушке самое эстетичное и востребованное в мире. Можно надеть на девушку грубую вещь, немного стилизовать ее, и это будет намного лучше любого платья. Поэтому ситуация с нашей коллекцией скорее тренд.

В новом лукбуке задействовано много медийных личностей: Данила Поперечный, Bumble Beezy, Айза Анохина, Александр Тимарцев, Гарри Топор. Вы сами предлагали сотрудничество, или они как ценители вашего бренда предложили коллаборацию? 

Все эти люди наши друзья. Для бренда _levitacia^ мы собирали семью из тех, у кого есть собственное мнение, за чьими словами стоят поступки. Нам не нужны публичные личности, которые один раз надевают вещь и исчезают. А с названными ребятами мы продолжаем сотрудничество, с некоторыми сделаем совместные коллекции.  

Гарри Топор

Гарри Топор

Айза Анохина

Айза Анохина

Bumble Beezy

Bumble Beezy

Данила Поперечный

Данила Поперечный

У вас есть YouTube-канал об уличной моде с обзорами русских брендов. Какие марки за последние полгода вам особенно запомнились?

Из доступного ценового сегмента – Codered, Anteater, «Волчок», «Питерский Щит». Говоря о более серьезном уровне, можно выделить Outlaw, Red September.

Стритстайл какого города вы бы отметили?

В Париже у ребят все прекрасно со стилем. В России хорошо обстоят дела в Москве и Питере.

Вы негативно относитесь к восхвалению всего западного, но сами в юности вдохновлялись клипами американских рэперов. В какой момент пришло переосмысление и желание продвигать русское?

Любовь к творчеству американских рэперов и желание продвигать русское не противоречат друг другу. Я говорил об идентичности. Почему-то людям в России сложно признавать заслуги тех, кто делает что-то рядом с ними. Вдохновляться нужно идеями со всего мира. В этом смысле я очень ценю американцев, потому что там известный человек может надеть футболку неизвестного бренда и гордиться ею, потому что она сделана в их стране. А в России на отечественную марку посмотрят в последнюю очередь. Мы боимся признавать сделанное у нас – это последствия травмы 90-х годов. Именно это я стараюсь менять в нашем обществе.

Как планируете развиваться дальше? На какие тенденции будете опираться при создании новых коллекций?

Думаю, на данный момент мы идем в правильном направлении. В коллекциях мы собираем главные тренды, но в то же время не забываем о практичности: одежда должна быть функциональной и делать жизнь людей комфортной в любых погодных условиях. Кроме того, вещи должны рассказывать историю, как в случае с продукцией _единый мир^. Следующая линейка называется «Воздух», она посвящена чернобыльской катастрофе и отношениям между Россией и Украиной. Это будет зимняя коллекция.  

Текст: Анастасия Лазарева

Фото: из личных архивов героя

Бренд _levitacia^ представлен в бутике Milo Uomo (Алексеевская ул, 10/16) 

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (1)

  • Bonaar 22 апр., 2019
    " Почему-то людям в России сложно признавать заслуги тех, кто делает что-то рядом с ними. " Давно наблюдаю за Джае. Удивился что вы взяли интервью у этого парня. По поводу фразочки по фрейду ....... Джаер, тебе никогда не будет уважения пока ты не перестанешь воровать. Как бы ты к нему не стремился. Что в графити, что в шмотках, и в других сферах ты просто глупый байтер. На фоне своей деятельности, тупости, пафоса - уважения которого ты так жаждешь тебе никогда не добиться, с кем бы ты не тусовался. Сильных в своем деле уважают и признают, но не таких как ты.

Купить журнал: