18+
  • Мода
  • Герои
Герои

Поделиться:

Валерий Кацуба о зарождении модной индустрии России

Фотограф, продюсер съемок и писатель участвовал в процессе рождения модной индустрии страны и открыл Россию, а именно Петербург и его пригороды, для Карин Ройтфельд, Артура Элгорта и Тима Уокера. Dior и Max Mara заказывали ему фотосессии. А собственные проекты Валерия «Физкультура» и «Времена года» заняли почетное место в художественных галереях. Все подробности он вспомнил специально для нас.

   
 
Валерий Кацуба
После наших съемок для Vogue в конце 90-х в мире моды пошел слух о Петербурге. Пришел успех
   

 

Валерий Кацуба на бэкстейдже съемок для Max Mara
Валерий Кацуба на бэкстейдже съемок для Max Mara
 

В моду меня привела фэшн-критик Леся Михайловская — она пришла работать в русский Vogue году в 1998-м. История его только начиналась, и журнал, чтобы произвести правильное впечатление, приглашал к сотрудничеству самых именитых фотографов и стилистов. И первыми, с кем мне довелось работать, стали стилист Катарина Флор, ныне креативный директор ювелирного дома Faberge, и фотограф Артур Элгорт. Они хотели снимать в Петербурге, искали продюсера, а Леся меня порекомендовала. В те времена я писал статьи, рассказы и продюсировал телесъемки для Би-би-си, образуя с другими петербургскими писателями и художниками андеграунд, «последнее слово в современном искусстве». А к моде я относился с предубеждением, полагая, что в ней много звездной пыли и мишуры. Приняв предложение, я мог быть исключен из рядов бескомпромиссной художественной молодежи. Однако рискнул.

Мне повезло, что я встретился именно с Катариной и Артуром — людьми с отменным художественным вкусом и настоящими трудягами. Мы подошли друг другу, и я благодарю судьбу за это. С тех пор я работал со многими иностранными изданиями моды — Vogue Paris, Vogue UK, Teen Vogue USA, W Magazine, а также с главными ее деятелями — Карин Ройтфельд, Патриком Демаршелье, Нилом Кирком, Тимом Уокером. Ах, какие были времена! И они прошли. Наступили другие. Тогда был огромный интерес к России и не было кризиса. Журналы имели приличные бюджеты, а Петербург ассоциировался с надеждой и зимой. К нам приезжали летом снимать зимние коллекции.

Как все происходило? Объясню на примере съемки «Игра снов», одной из самых первых, с фотографом Занной и стилистом Катариной Флор, для ноябрьского номера русского Vogue за 1999 год. Алена Долецкая вместе с Катариной придумали снять огромные полароиды в былой имперской роскоши Петербурга, вдохновившись русским влиянием в коллекциях сезона. Пока отбиралась одежда, я искал места для съемок в Петербурге и окрестностях, а помогал мне в этом мой близкий друг Юрий Виноградов. Нужны были усадебные парки и изысканные деревянные особняки. Съемки планировались на июль, а уже в апреле мы колесили в поисках волшебных мест. Тогда еще не было цифровых фотоаппаратов и снимали мы все на пленку, сдавали ее в проявку и печать, а отпечатки с парками и дачами отправляли в Москву экспресс-почтой. Мы объехали Павловск, Гатчину, Рождествено, Каменный остров, были в особняке Елисеевых в Белогорке и даже в усадьбе Рериха в Волосовском районе. Выбор редакции пал на Гатчину, Павловск и дачи Каменного острова. Подтвердить его команда прилетела за два дня до съемки. Были написаны все официальные письма, прошли встречи с дирекциями. Нас ждали. Модель для съемки искал журнал, а я должен был найти главного героя. Им стал артист балета Максим Хребтов из Мариинского театра. Мы встречались с хореографом и в то время заведующим балетной труппой театра Махаром Вазиевым. На аудиенцию Катарина надела белые туфли на высоких каблуках и белое же шелковое платье с вышитыми на нем розами, по силуэту — как у Гурченко в «Карнавальной ночи». Все прошло успешно, Махар Хасанович дал согласие. Мы вышли из театра. Площадь пуста, а мы спешили. Подъехали старенькие «Жигули», проржавевшие, первая модель. Я посмотрел на Катарину в розах, на затертые сиденья машины… А она сказала: «Валерий, но ведь эта машина едет! Поэтому — поехали!» И мы поехали. Чудесное впечатление, как в кино!

Модель Саша Пивоварова в съемке Тима Уокера в Кижах для январского номера британского Vogue, 2007 год
Модель Саша Пивоварова в съемке Тима Уокера в Кижах для январского номера британского Vogue, 2007 год
Модель Саша Пивоварова в съемке Тима Уокера в Кижах для январского номера британского Vogue, 2007 год
Модель Саша Пивоварова в съемке Тима Уокера в Кижах для январского номера британского Vogue, 2007 год
Прима Мариинского театра Оксана Скорик в съемке Валерия Кацубы The New Poise для британского Harper’s Bazaar, 2013 год
Прима Мариинского театра Оксана Скорик в съемке Валерия Кацубы The New Poise для британского Harper’s Bazaar, 2013 год
Модель Саша Пивоварова в съемке Тима Уокера в Кижах для январского номера британского Vogue, 2007 год
Модель Саша Пивоварова в съемке Тима Уокера в Кижах для январского номера британского Vogue, 2007 год
Кампанию для Kenzo осень-зима 2009 с фотографом Марио Сорренти снимали в Рождествене, а героиней стала местная бабушка Валерия
Кампанию для Kenzo осень-зима 2009 с фотографом Марио Сорренти снимали в Рождествене, а героиней стала местная бабушка Валерия
 

С такой подготовкой для съемочной группы не составило особого труда набросать план действий. Нужно было снять шесть-семь картинок за день, благо в период белых ночей снимать можно часов до одиннадцати вечера. Реквизит и дополнительные костюмы мы взяли в аренду на «Ленфильме». Но остальным вещам нужно было пройти таможню. Казалось бы, мелочь, но если не пропустят одежду от Chanel, Ferre и всех прочих, которую собирали в Лондоне по пресс-офисам, съемок не будет. Посему искали доверенных лиц, и они нам помогали, хотя всякий раз таможенное оформление вызывало сильные волнения. Еще нужно было обеспечить транспорт и питание. На тех съемках прекрасными домашними обедами нас кормил Юрий Виноградов, а транспортом заведовал Кирилл Чащин. Работали мы много. Уезжали из гостиницы «Европа» в 6.30 утра, возвращались к полуночи, шли ужинать. Помню, за ночным ужином фотограф уснула, а наутро я встретил в фойе стилиста, как обычно, в 6.30, — она выглядела прекрасно, но сказала: «Так больше не может продолжаться! Я не в армии!»

Однако так продолжалось. Мы поехали в Гатчину и узнали, что в Павловске проходит концерт, которым дирижирует Карло Понти, сын Софи Лорен. Стилист страдала, так как до смерти захотела его на съемку. Нам с Юрой, как настоящим рыцарям, было тяжело смотреть на эти страдания, и мы отправились из Гатчины в Павловск на бежевой «девятке». На крыльце Розового павильона стоял Карло Понти с девушкой. Мы, многообещающе улыбаясь, подошли к ним и рассказали, что в великолепной Гатчине собрались таланты моды и фотографии, их гости — танцоры и художники — пьют шампанское и ведут беседы. И Карло согласился поехать к нам «на часок», но остался до позднего вечера, пока на парк у павильона «Березовый домик» не опустились сумерки. Карло сразу подружился с Владиком Монро, да и вообще в тот день у нас на съемочной площадке собралось настоящее созвездие: и Георгий Гурьянов, и Катя Голицына. Владик же и вовсе проводил с нами все дни. Правда он гулял белые ночи напролет, а в первой половине дня спал. Тогда мы сняли в микроавтобусе задний ряд сидений и сделали для него небольшой домик. Фотосессия удалась, все прошло блестяще. После этих съемок в мире моды пошел слух о Петербурге и о наших талантах. Пришел успех.

Такая работа была сезонной: весна-лето. Зимой я сидел без дела и скучал. Скучал, скучал и придумал делать свои собственные съемки как постановщик. Попросил помочь фотографов Андрея Саматугу и Евгения Сорокина. Вместе с ними и с Юрием Виноградовым и Владиком Монро в качестве соавторов и моделей мы сняли в 2000 году в Вырице фотоисторию, которую назвали «Зимние сказки». Весной приехали Артур Элгорт и фотограф Нил Кирк. Я показывал им за ужинами свои первые опыты, оба мне сказали, что я должен снимать сам. Нил даже подарил мне свой старый «Хассельблад». И спустя много лет, в 2011 году, на выставке моего проекта «Нижинский и бриллианты» для Faberge в лондонской Королевской академии искусств он сказал: «Далеко зашел, парень! Лучше бы я тогда подарил тебе скейтборд. Может, чемпионом бы стал». Шутил. А я доснимался до того, что у меня теперь есть агент в Лондоне — Кэти Баркер.

Проект «Альбатрос» для Max Mara
Проект «Альбатрос» для Max Mara
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
«Физкультура»
 

Карин Ройтфельд зашла к нам в гости на исходе 2000 года. Ей порекомендовал встретиться со мной Джорджо Гвидотти, пиардиректор Max Mara. Как сейчас помню: 31 декабря, шел снег. Мы готовились к Новому году. Я с трудом нашел время, пригласил ее домой. А на прощание она сказала: «Давайте дружить для удовольствия и трудов прекрасных. Мне предложили быть главным редактором французского Vogue». Я писал тексты для ее журнала, снимал Евгения Миронова и Чулпан Хаматову, когда они еще были восходящими звездами. В 2012 году мне предложили сделать модную историю для нынешнего журнала Карин CR Fashion Book. Позвонила стилист журнала Микаэла Досамантес, нужно было снять одежду русских дизайнеров в Москве. Обсудили бюджет, идеи, и все сложилось. В прошлом году я работал для Christian Dior. Тоже в Москве и тоже срочно. Себастьян Кливаз, ответственный за специальные проекты, сказал, что, когда увидел мой проект для Max Mara, тотчас захотел снимать со мной Dior. А увидел он, как я снял танцоров Большого театра в триптихе «Альбатрос», который стал частью большой выставки «Coats! Max Mara: 60 лет итальянской моды». Dior готовил показ на Красной площади и построил зеркальный павильон, на фоне которого я и снял моделей, приехавших на шоу, в коллекции осень-зима 2013.

С британским Harper’s Bazaar было несколько иначе. У моего агента Кэти Баркер в агентстве была стилист Сараджейн Хоар, в прошлом директор моды американского Vanity Fair. Она предложила сделать две фотоистории в России. Вдохновили на них одежды сезона осень-зима 2014 и мои арт-проекты «Физкультура» и «Времена года». Часто, когда журналу нравятся художественные работы фотографа, ему предлагают сделать реплики своих трудов. Так и вышло. На одной фотосессии я лишь заменил гимнастку на балерину. Мы встретились с главным редактором Жюстин Пикарди. У нее в тот день болел зуб, но вместо того чтобы пойти к врачу, она, выпив обезболивающее, обсуждала с нами проекты The New Poise и A Russian Romance. Я по старой памяти был еще и продюсером — договорился с музеем Академии художеств и с усадьбой Набокова в Рождествене. Снимал виды, отправлял в редакцию. В Рождествене еще с былых времен у меня остался местный администратор Виталий Тютрин с помощниками — они и навес от дождя построят, и траву выкосят, и лодку найдут. Отличные парни! Для одной из этих историй нужна была балерина. Благодаря пресс-атташе Мариинского театра Оксане Токрановой я просмотрел на репетициях всех и выбрал солистку Оксану Скорик. На съемки, которые проходили в день моего рождения, 21 июля, Оксана прилетела из Харькова, где проводила отпуск у родителей. Модель Дашу Малыгину для второй истории предложил сам журнал. Визажистом на съемках была Яна Якубенок, администратором — Сергей Дьячков, а моим бессменным помощником — фотограф из Москвы Даниил Баюшев. И все получилось.

«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
«Времена года»
 

Каждый проект — это все заново, с чистого листа. Но это и проделанная заранее работа: идеи, встречи, отношения. Только теперь есть опыт и на помощь приходят специалисты, что делает процесс чуть легче. Хотя, бывает, волнуюсь, как и раньше. Помню, как после съемок для Faberge мне сказали, что заказов будет как звезд на небе. Звезд на небе по-прежнему гораздо больше. Недавно Катарина Флор спросила меня: «Знаешь, что находится между неудачей и успехом?» — и сама ответила: «Опять труд, труд, труд».

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Март 2014
Люди:
Валерий Кацуба

Комментарии (5)

  • Гость 8 июня, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Ваши покупатели Ваши покупатели http://prodawez.blogspot.ru/
  • Гость 4 июня, 2014
    http://_._/ Kлиентcкиe бaзы тeл +79IЗЗ9IЗ8З7 Клиентские бaзы тел +79IЗЗ9IЗ8З7 http://_._/
  • Гость 26 мая, 2014
    Здpавcтвуйтe! Вac интepecyют kлиентcкие базы данных? Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? http://w.w/
  • Гость 23 мая, 2014
    Здpaвствyйте! Bac интeресyют клиентскиe бaзы данных? Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? http://w.w/
  • Гость 8 мая, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! Индивидуальные базы данных для продажи Ваших товаров и услуг!!! http://prodawez.blogspot.ru/

Купить журнал: