Может ли костюм заменить паспорт. Зачем нам в 21 веке кокошник. И другие вопросы директору Нижегородского государственного художественного музея Роману Жукарину на выставке «Сарафан. Шушпан. Одежа».
Русский костюм опять просачивается на подиумы. Но ведь это все стилизация, а каким он был на самом деле?
Он был очень разным. Поэтому мы и решили сделать первую в истории области полноценную выставку костюмов всех этносов, которые жили на Нижегородской земле. Все эти костюмы настоящие, их все носили. Они очень ценные, поэтому в витринах. Есть праздничные костюмы, есть повседневные. Девичьи сарафаны и сложные наряды замужних женщин. У татар удалось воссоздать костюмы всей семьи. Всего 69 комплексов.
Почему они так отличаются, неужели, живя на одной земле, народы не смешивались?
Смешивались, но не все этносы. Например, терюхане в Дальнеконстантиновском районе быстро обрусели, но костюмы предпочитали свои. Это как раз они привнесли в русскую культуру шушпан, такой холщовый кафтан. А ведь здесь еще жили татары мишари, эрзяне, мокша, чуваши, старообрядцы, и у всех были свои костюмы. Мордва и тюрихане перемешивались, а татары жили обособленно и не подвергались христианизации. Эрзи очень берегли себя и свои языческие обряды, которые нашли отражение и в костюме. Но при этом у всех были добрососедские отношения. Так что эта выставка - первый этнографический ликбез.
Раньше по костюму можно было узнать не только статус, но и место рождения и жительства человека. Почему сейчас не так?
Это общецивилизационный процесс. Началось все с индустриализации, урбанизации и коллективизации. Миграционные процессы опустошили деревни. Крестьяне отрывались от земли и переселялись в города. Меняли свой жизненный уклад, и эти процессы отразились во всем, в том числе, и в костюме. Коллективизация требовала единства в одежде, образовании, образе мыслей.
Когда женщина - товарищ, не важно, откуда она?
Традиционное общество претерпело сильную деформацию, и это естественный процесс, с точки зрения цивилизации. В Европе тоже так было. Везде победили глобализация и постмодерн.
Почему тогда сейчас возвращается мода на русский костюм? У каждой второй светской дамы есть павловопосадский платок.
Традиционные коллективы и энтузиасты были всегда. Просто было время, когда фольклор казался архаикой. Но стоит что-то как следует забыть, как это вновь становится интересным и входит в моду. Так, например, было с группой «Иван Купала». Я думаю, это волны, как в моде. Когда все одеваются в супермаркетах, сложно выделиться из толпы. Когда все ходят с заниженной талией, кому-то приходит в голову вновь начать носить завышенную. Когда все это доходит до большинства, модники придумывают что-то еще, например, платки.
И тут вновь пригождаются энтузиасты?
Да, я часто думаю, как нам повезло с городом. Сколько у нас исторических памятников. Представляете, если бы удалось сохранить все. Хорошо, что отстояли пакгаузы, будем делать там невероятные проекты. Идей сумасшедших много, сокровищ в запасниках достаточно. Вот и здесь среди нарядов настоящая береза и лодка 19 века, которая ходила по Ветлуге. Кузнечный горн и сани - все настоящее, никаких имитаций.
Текст: Катерина Смирнова
Фото: Иван Ежов, Оксана Шверницкая
Комментарии (0)