18+
  • Развлечения
  • Уикенд
Уикенд

Знакомьтесь, «Выкса-фестиваль»’24

Тотально выксунизировались на год вперед и к вам с лонг-лонг-ридом о наших больших выходных на «Выкса-фестивале»’24. В нем: космические преступники, вселенских масштабов сейшен, выставка в похоронном бюро, Слава, Дима, Коля, муралы, катамараны, дома в банках, древние оперы и немного (ладно, много) наших счастливых слез. В общем, все то, что смогли увезти с собой из Выксы (да, невообразимо прекрасный арт-мерч тоже). Делимся инсайдами и инсайтами и, кажется, начинаем понимать, откуда мы все же и куда. 

«Крепче стали»

Артем Стефанов и Владимир Абих

Артем Стефанов и Владимир Абих

Артем Стефанов, Сабина Чагина, Владимир Абих

Артем Стефанов, Сабина Чагина, Владимир Абих

Въезжаем в город и останавливаемся напротив Выксунского металлургического завода. Изучаем созданный к фестивалю мурал Владимира Абиха и Артема Стефанова. Курировала первый совместный проект художников руководитель направления Urban+Art фонда поддержки современного искусства «Винзавод», сооснователь и арт-директор творческого объединения и биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕР» Сабина Чагина.
Работу разместили на фасаде литейно-прокатного комплекса и выполнили в цветах, которые можно увидеть на производстве во время обработки металла. Автор фразы – конечно, Владимир Абих. Помним эти слова на его объекте, который имитирует развевающееся полотно флага с волнистыми краями. Но та работа всего 124,2 квадратного метра, последняя – 5,5 тысячи квадратов. Абих и Стефанов работали почти только кистями на протяжении 30 дней (валики тоже были, но лишь в самом начале, так как поверхность ребристая). Им помогали ассистенты: Игорь Алексеев, Сергей Макарьев, Константин Скотских, Артем Стрункин.
По мнению команды, лозунг «Крепче стали» подытоживает прошлое и направляет в будущее. Благодаря лаконичной и емкой форме он способен воодушевить, задать настроение и чувство сопричастности, придать стойкости достижения цели. Видимо, поэтому разместился рядом с проходными. «М» – мотивация!

Завод

Работа Эрика Булатова

Работа Эрика Булатова

Работа Алексея Луки

Работа Алексея Луки

Работа Миши Моста

Работа Миши Моста

Мурал «Крепче стали» – не первый арт-объект на ВМЗ. На стенах цехов можно встретить работы Эрика Булатова, Алексея Луки и Миши Моста. Кстати, «Эволюция» Моста 2017 года могла войти в Книгу рекордов, если бы художник не использовал разные техники во время ее создания. Это самое масштабное граффити (его площадь почти 11 тысяч квадратных метров) на фасаде здания, выполненное одним человеком.

Лично убедились в масштабности во время экскурсии по заводу. Да, туда можно попасть! Правда, сначала будет инструктаж, потом выдадут спецовку, каску, очки, перчатки, беруши, а уже после поведут в цеха. Все приготовления стоят того, заводские муралы, пожалуй, главная достопримечательность города.

ВМЗ – градообразующее предприятие, площадь которого составляет 700 гектаров (притом что вся Выкса занимает 2,1 тысяч гектара). Братья Баташевы построили предприятие в 1757 году, с тех пор завод не останавливал свою работу. ВМЗ сейчас полностью автоматизирован. Например, не встретив ни одного рабочего в цехе, выяснили, что все сидят в отдельных комнатах с кондиционерами и управляют процессами удаленно.

Гостиница «Баташев»

После первой экскурсии отправляемся заселяться в гостиницу в центре Выксы. В этом году поток туристов был настолько велик, что многим пришлось выбирать между жизнью в палатке и в соседних Владимире, Муроме, Ворсме. Есть в этом своя романтика, но нет главного удобства – пешей доступности событий феста (проходили на площади около «Баташев»), набережной, фудтраков и кафе «Пушка». Поэтому рекомендуем решать вопрос проживания задолго (!) до следующего «Выкса-фестиваля».

Культурный центр «Волна»

Полина Абина и Галина Алеева

Полина Абина и Галина Алеева

Новое «третье место» для жителей и гостей Выксы: общественное пространство с выставочным залом, открытые мастерские, арт-резиденции. В фестивальный уикенд «Волна» показывала выставку «Теперь ты здесь не местный» – результат годовой работы учеников (12–17 лет) межинституциональной школы «Каскад. Проект как метод». Под кураторством Галины Алеевой, Полины Абиной, Никиты Спиридонова ребята генерировали идеи по двум основным направлениям: «Из <-> вне: переосмысляя ландшафты» и «Цифровое искусство: от идеи к пикселям и звукам».

Галина Алеева, куратор: «Я и Никита Спиридонов курировали направление «Из <-> вне: переосмысляя ландшафты». Мы с ребятами изучали современное искусство, слушали лекции, разбирали работы разных художников, выполняли разные задания – например, писали манифесты и делали проекты за пять минут. Также дрейфовали по городу, то есть бесцельно бродили по привычному маршруту, замечая необычные вещи, пытаясь выцепить из медиапотока что-то волнующее, уходящее от нас в повседневности. И подростки как чувствительные к изменениям и любым колебаниям люди очень хорошо осознавали важные моменты, к которым мы уже притерлись. У них получились интересные проекты. На выставке можно увидеть графические, фотоработы, инсталляции, мультимедиа-искусство».


Полина Абина, куратор: «Для меня это первый опыт преподавания. В основном я как художница занимаюсь современным цифровым искусством, и в этом году мы с ребятами пробовали делать что-то вместе. В целом процесс нашего взаимодействия можно поделить на следующие основные части: изучение теории современного искусства и инструментария, которым можно пользоваться при создании цифровых работ, процессы осознания интересных тем и становления художником».

Матвей Смирнов, Саша Михеева, Рома Ульянов, Лиза Романова, Вероника Рожнова, Соня Бумагина, Соня Федорук, Геля Карамян, Артем Голов, Ксения Костина, mrrar, Лиза Желобкова, VERPIIS, Ника Бушаева, blagoy_2005 – до 4 августа в «Волне» можно познакомиться с молодыми художниками через их творчество. Тут и Мэрилин Монро в бабушкином комоде, и проблемы цифровизации, и виртуальный архив ушедшего из семьи отца, и звуки Выксы, и игра, за финал которой ответствен зритель. Каждое произведение раскрывает тему поиска себя в контексте динамично меняющегося мира и попытку интерпретировать окружающую действительность.

Интересно, что во время работы школы некоторые художники самоорганизовались и сделали две собственные выставки. В похоронном бюро и одной из выксунских заброшек. По словам кураторов «Каскада», это было потрясающе и очень современно. У нас нет оснований им не доверять.

Концерт Хаски и Славы КПСС

По секрету, первый исполнитель – краш нашего выпускающего редактора. Поэтому сразу после «Волны» мы побежали на площадь металлургов занимать лучшие места, на которых можно быстро уйти в отрыв под «Сколько стоят деньги? Сколько стоит слава?», «Не хочу быть красивым, не хочу быть богатым...», «Моя родина – моя любовь...» – в общем, вы поняли. Впрочем, таких, как мы, было много. Еще бы! Хедлайнеры приняли участие в нетривиальной коллаборации с композиторами. Слава КПСС – с Анастасией Хрущевой, а Хаски – с Алексеем Ретинским. Такое уже вряд ли повторится.

Исполнители привезли программу, состоящую из сформировавших их творческий стиль хитов, и связали ее с Выксой. Хаски начал свое выступление совместно с петербургским фолк-ансамблем русской аутентичной музыки TOLOKA. Слава КПСС и Анастасия Хрущева полностью пересмотрели «Солнце мертвых» (первый альбом исполнителя) и представили его в сопровождении рояля и баяна. Инсайд: скоро переосмысленный лонгплей будет на стримах.

«По углам»

Субботу начали с двухчасового променада по городу – экскурсии от местных жителей. Узнали, что на дне Верхне-Выксунского пруда петербургские дайверы нашли затопленную библиотеку, а городской парк культуры и отдыха заложен братьями Баташевыми по проекту знаменитого Люксембургского сада в Париже. Дерево на входе в парк имеет форму музыкального инструмента: по легенде, более двухсот лет назад в известную актрису влюбились дворянин и музыкант, тогда первый приказал привязать второго к дереву, и после его смерти с растением случились такие вот печальные и магические изменения. В Выксе более ста граффити и работ современного уличного искусства, даже «русского Бэнкси», Пашу 183, можно встретить. Точнее, его воссозданную в 2020 году «Сказку о потерянном времени». Воссозданную, потому что оригинал (2012 г.) был утрачен. Радует, что над восстановлением работал ассистент художника. Как сказал стрит-артист Стас Багс (его арт тоже есть на улицах города): «Нужно быть готовым, что твои работы закрасят... Мне их будущее не очень интересно, хватает фотографии в телефоне». И это лишь малая часть фактов. Не будем сильно спойлерить.

На экскурсию можно попасть и вне «Выкса-фестиваля» – нужно обратиться в локальный продюсерский центр «Выксадром. Бюро идей и воплощений», который скоро запустит программу «Выкса за 36 часов». Через него же записывают и на экскурсию «По домам». Только представьте, в течение двух часов вы ходите в гости к разным выксунцам и выксункам, слушаете их истории из жизни, пробуете приготовленные по семейным рецептам блюда. Апрувд!

«Сочинения будущего»

Всемирный спектакль-летание режиссера Бориса Павловича и драматурга Элины Петровой. Место проведения – выксунская гимназия №14. Точнее здорово придуманный Институт летания, где изучают далекие галактики, принимают гостей из других цивилизаций и готовят к полету космическую экспедицию. Здесь нам удалось пообщаться с заключенными под стражу космическими преступниками, например свободным радикалом. Послушать лекции о Сатурне и временных аномалиях. Понаблюдать за трансплантацией мозга обезьяны к человеку и спрогнозировать будущее – счастье человека зависит от него самого, помните! Застать тренировку космонавта Алисы Субботиной, а в финале – расплакаться от трогательности момента и игры актеров. Между прочим, непрофессиональных. Роли исполняли ученики (даже первоклассники) и учителя гимназии.

«А может, это сон?»

Шествие детей, их родителей и нас, конечно, руководимое режиссером Александром Горчилиным и композитором Марией Аникеевой. Дети придумывали разных существ и создавали настоящие арт-объекты! А после шли с ними по парку культуры и отдыха, который художники превратили в пространство для сна.
Одно из самых ярких событий фестиваля для нас, которое невозможно описать словами. Ощутили невероятные чувства легкости и беззаботности (наконец-то!). Получили заряд энергии, какая есть только у детей. Не помним, когда такое было в последний раз.

«Оранжерея»

Субботним вечером отправились в выставочное пространство на набережной Верхне-Выксунского пруда. Там открыли экспозицию «Оранжерея. Искусство на добрую память: забери Выксу с собой», созданную совместно с DIDI Gallery. В ней принимают участие художники, резиденты петербургской галереи Саша Браулов, Константин Решетников и Павел Плетнев. Работы вдохновлены личным знакомством автором с Выксой.

Плетнев представил четыре «Банки», внутри которых один и тот же выксунский дом, но в разные времена года. Самое интересное, что с ними можно взаимодействовать – переворачивать и наблюдать за изменениями. Браулов выставляется с ручными вышивками известных видов города, всего 14 шт. А Решетников – с разноцветными металлическими значками-единорогами (символ Выксы!). Последние можно будет выиграть в нашем телеграм-канале (следите за новостями).

Прогулка по воде

Фото: Анастасия Андреянова

В свободное от централизованных экскурсий, концертов, спектаклей время берем катамаран, лодку или сап и отправляемся путешествовать по Верхне-Выксунскому пруду. Стоит от 500 рублей/час. Пока бороздили волны (а прогулка получилась продолжительной), узнали про арт-плоты «Прищепка» и «Луна». В 2017 году команда кураторов «Выкса-фестиваля» перенесла искусство на воду, посвятив их ландшафту пруда, так и получились эти объекты. Сейчас они прячутся за деревьями на правом берегу. Для того чтобы их осмотреть, нужно нарушить правила прокатчиков и покинуть акваторию.

Такси!

После прогулки по воде решили отправиться на тусовку. Не дождавшись общественного транспорта, вызвали такси через популярное и в Нижнем Новгороде, и в других городах России приложение. Но немного запутались в программе фестиваля и указали неверный адрес. Хорошо, что водитель закончил рабочий день и согласился отвезти нас на новую точку по цене «сколько дадите». Как выяснилось, в Выксе это значит 200 рублей. Снова инсайд: все водители обитают в телеграм-чате «Такси Выкса» (более 15 тысяч участников!), устанавливая прайс прямо там. Невероятно удобно, обязательно пробуйте.

Коля Редькин

Водитель Алексей под песню группы «Серебро», включенную, чтобы нас порадовать, на полную громкость, домчал до «Сейшена» – закатный джем с выксунскими музыкантами и певицей MARKINA и диджей-сет музыкального обозревателя и ведущего шоу «Вписка» Коли Редькина. В тот вечер площадь Революции была заполнена молодыми, как Красная Слобода в Нижнем Новгороде. Танцевали под Saluki, Антоху МС, ЛСП, Крем Соду, OG Budа и других прямо на сцене. Слэмились и кидали сердечки Редькину. По вайбу: масштабная вписка или «Селедка и кофе» в субботу вечером. Было настолько хорошо, что решили продолжить историю – стали высматривать локальные бары.

Ночные знакомства

Выбор пал на бар «В парке». Там тоже играл диджей и делали недорогие и неплохие коктейли. Из развлечений: футбольный матч по телику и боксерская груша на входе. Говорят, «В парке» – одно из самых популярных ночных мест Выксы, как и Кинза Lounge, так как оба работают до утра.

На выходе познакомились с двумя коренными выксунцами и сотрудниками ВМЗ. Рассказывали о жизни завода, кстати, с искренней любовью! Особенно когда речь заходила о внерабочих мероприятиях. Например, по словам наших новых ночных приятелей, они регулярно помогают детям, устраивают для них праздники, дарят подарки. Именно в тот момент мы поняли, что Выкса – душевный город, а его жители – добрейшие люди.

«Призраки оперы. Сон о пропавшем театре»

Фото: Валерий Белобеев
Фото: Валерий Белобеев
Фото: Валерий Белобеев

Во время диджей-сета Коли Редькина на Пятаке в парке культуры и отдыха давали оперу. Постановка объединила пять фрагментов старинных опер, которые уже звучали в Выксе ровно два века назад – на сцене усадебного театра Баташевых–Шепелевых. Исполнители: симфонический оркестр «Персимфанс», вокальный ансамбль INTRADA, солисты лучших музыкальных театров России и Выксунский хор.

Худруку проекта Петру Айду и режиссеру Елизавете Мороз удалось вновь раскрыть Выксу с театральной стороны, масштабно и феерично. Постановку обсуждали весь последний день фестиваля. Абсолютно все и везде.

«Это тебе»

В воскресенье – финал «Выкса-фестиваля», поэтому день получился более размеренный, публика насытилась впечатлениями. Но не мы. Отправились на двухчасовой спектакль Никиты Славича, который привезли из московского Дома культуры «ГЭС-2». Актеры – зрители, которые видят свои реплики впервые и погружаются в роли благодаря подсказкам режиссера. Забавно, что всем достались трогательные истории, пробирающие до слез, а нам – реклама кирпича... Но постановка вышла терапевтической. Унесли с собой множество инсайтов о жизни, смерти и, конечно, любви.

Маркет

До отъезда остается пара часов – пора выбирать сувениры. На площади Металлургов множество прилавков с едой, одеждой, аксессуарами, мерчем фестиваля, книгами, домашней утварью и прочим. Среди участников маркета как выксунцы, так и гости из других городов. Например, «Твой бывший» из Нижнего и «Смена» из Казани. Глаза разбегаются!
Кстати, на маркете мы узнали про совсем юный нижегородский бренд керамических украшений «Синий Рыцарь», одна из основательниц — лауреат премии ТОП 50 Женя Гут!

Уже не первый год увозим с собой с «Выкса-фестиваля» мерч и украшения из бисера, многие с фирменной символикой «Ы» и мотивирующим лозунгом Владимира Абиха «Крепче стали». Оставшиеся дни лета точно ходим только в этом.

Текст: Анастасия Андреянова
Фото: Анастасия Волкова

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: