Уже в эти выходные в Нижнем Новгороде можно будет увидеть экспериментальные сценические опыты, исследующие современный театр, от участников клуба-лаборатории "PROсцениум". Мы узнали у авторов перфомансов и постановок, чему посвящены их работы в формате "пейзажной пьесы", оnline-инсталляции и не только.
Евгения Шливко, Наталья Николаенко, Светлана Густова
Видеопоказ "Имплювий"
В видеодокументации перфоманса перед зрителями откроется метафорическое воспроизведение событий, отсылающее к представлению действий пейзажной пьесы, сродни стайновскому пониманию портретирования, где демонстрируется полное отсутствие сюжета и внешних сценических событий, нерасчлененность речи героев и неожиданных включений повествовательных прозаических фрагментов, не предназначенных для представления в театре. Пейзаж не требует историй и психологических мотивировок. Он не провоцирует зрителя отрываться от чистого, непосредственного настоящего. Концепция «пейзажной пьесы» представлена как своеобразное обездвиживание мира, где закодирован ритуально-мифологический комплекс смерти – возрождения, где пейзаж как модель пространства выполняет функцию "накопителя", заполняясь до краев, высвобождается, обретая иной смысл, отличенный от своего прямого назначения. Границы воды стирают видимое от происходящего.
20 октября, 19:00
Арсенал (Кремль, корпус 6), левое крыло, 2 этаж, киноконцертный зал
Ольга Мисюкевич
Перфоманс будет идти несколько часов и для искушенного зрителя может превратиться в настоящую медитативную практику. При этом я понимаю, что такая продолжительность действия легко отпугнет обывателя. Всё дело в современном клиповом мышлении, которое мешает человеку удерживать своё внимание больше, чем на пять минут. С одной стороны, кажется, что подобное мероприятие устроено слишком сложно и мудрено, но, на самом деле, всё основано на привычных для человека механизмах и действиях.
Одной из ключевых тем в моей работе стала концепция "полезного искусства", в основе которого лежит выполнение повседневной работы, переосмысленное и наполненное художественной ценностью: в центре сюжета находится рабочий процесс обычного бармена в окружении горы посуды.
В рамках курса "PROсцениум", мы обращались к традициям различных направлений и деятелей искусства, непосредственно связанных с современным театром и перформативными практиками, в частности с международным арт-движением прошлого века "Флуксус" и творчеством Нам Джун Пайка, который практиковал сочетание видео-арта, перформанса и музыки под влиянием работ композитора авангардиста Джона Кейджа. Термин "Флуксус" переводится с латыни как "поток жизни", что открывает зрителю своеобразную игру слов. Удивительно, но когда я задумывала свой проект, даже не подозревала об этом совпадении.
Уже в процессе создания перфоманса стало очевидно, что всё взаимосвязано, что видео-арт и онлайн-трансляция возникли неслучайно, и, что благодаря именно "Флуксусу", моя идея совмещения потоков звука, воды и времени найдёт своё обрамление.
Настя Дмитриевская, Анна Козонина, Антон Рьянов
Представление "Пролетайте и соединяйтесь"
Перформанс отсылает зрителя к раннесоветскому феномену коллективной декламации, а название - к воспоминаниям режиссера и организатора театра первых революционных лет "Художественная арена Петропролеткульта" Александра Мгеброва. После одно из выступлений к артистам театра подошла пожилая женщина о словами: "Ах, как хорошо, больно уж хорошо вы поете. И как у вас это складно выходит… Пролетайте и соединяйтесь… пролетайте и соединяйтесь… Так хорошо, что и сказать нельзя…". Так по-своему поняла эта старушка лозунг "пролетарии всех стран соединяйтесь".
21 октября, 14:00
Cтадион "Водник" (ул. Алексеевская, 30А)
Светлана Густова
Визуальный театр "Когда мчишься с горы, сложно рассмотреть деревья"
Французский поэт Стефан Малларме как-то сказал, что ему хотелось бы, чтобы в сегодняшнем мире существовали газеты, в которых читатели могли бы делиться друг с другом своими откровенными снами. "Визуальный театр" как пространство образов часто рассказывает нам о мире собственных снов. "Мышление сна" напоминает собой причудливый коллаж или фрагментарную сборку, отсылающую к сценическому стихотворению и воплощенную в медиальное действо. Фрагменты, прорастающие в глубину, отделяют нас от реальности и создают узловые точки эмоционального переживания, соприкасающиеся с тревожной памятью и тоской о прошлом.
21 октября, 18:00
Арсенал (Кремль, корпус 6), левое крыло, 2 этаж, киноконцертный зал
Фото: PROсцениум-фест
Комментарии (0)