18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Варвара Тимофеева: «Мы окажемся в сказке. У нас есть очень много иронии (но не сарказма!). И красоты – визуальной, музыкальной, артистической»

Впервые за 70 лет Нижний увидит «домашнюю» постановку оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. 6 марта в Нижегородском театре оперы и балета будем следить за судьбой хорошо знакомых пушкинских героев в волшебном пространстве «смешения времен». В ожидании премьеры встретились со сценографом и художником по костюмам спектакля Варварой Тимофеевой. Поговорили о важности для современного театра визуальной составляющей (и о том, как она привлекает зрителя в оперу), об актуальности либретто и творческом дуэте с режиссером, о главных героях (Шемаханская царица – сплошной соблазн в музыкальном кружеве!) и источниках вдохновения (Маккуин и Веласкес, если что).

Варвара Тимофеева

Варвара Тимофеева

Варвара, это ваша вторая совместная работа в опере с Ангелиной Никоновой. Как образовался ваш творческий дуэт?

Нас познакомили, меня ей порекомендовали. И она сразу же предложила мне работать над «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Гамбургской государственной опере. На первом же ужине мы сразу перешли к делу, стали обсуждать и поняли, что у нас схожий вкус. Мы быстро нашли общий язык – это очень ценно. Вы можете быть двумя суперсильными художниками и личностями, но должна образоваться синергия. Все чувствуют, когда вы выступаете как команда. Я довольна результатом в Гамбурге. И сейчас мы уже какие-то вещи друг другу не рассказываем – понимаем без слов. Мы обогащаем друг друга. Я, конечно, всегда с интересом слушаю ее рассказы про кино, из которого она пришла в театр. Иногда работа превращается в рутинный поток, но если люди из разных сфер, то постоянно происходит обмен новыми приемами и идеями.

В середине января вы с Ангелиной представили художественное решение, впервые собрали все четыре труппы и команду театра. Правильно понимаю, что план сценографии уже утвержден?* От чего вы отталкивались в работе над ним?

Особенность именно этой постановки в том, что костюмы очень связаны со сценографией. Мы пляшем от них. Это было сделано осознанно. Сценические образы уже частично готовы. Декорации обычно сдают за две недели до премьеры.

Мой любимый, но очень волнительный момент – видеть, как твои работы оживают. Это вау – смотреть на воплощение эскиза в реальный масштаб. Когда понимаешь, что все получилось как задумывал. Это одно из главных чудес в моей профессии.

*«НН.Собака.ru» записывало интервью 3 февраля

Как вообще проходит процесс разработки сценографии для спектакля?

Начинается все с ресерча и погружения в материал. Я, например, ездила в музей-квартиру Римского-Корсакова в Петербурге. Присылала оттуда фотографии Ангелине. Хороший тон – посмотреть, как твою оперу ставили раньше. Это не из страха повторения, это часть исследования. Мы вместе посмотрели все записи постановок в России и за рубежом.  

Я очень рада, что мы ставим «Золотого петушка», потому что это не так часто делали. В Нижнем последний раз – в 1955 году. И мне кажется, что у Римского-Корсакова была большая волна популярности на Западе несколько лет назад. Все стали обращаться к его музыке. Он в общепринятом представлении, такой «дед из "Могучей кучки"». Тем не менее, его последняя опера, «Золотой петушок», очень модерновая, смелая и ироничная. И это классика, которая будет близка любому зрителю в любое время. Материал шикарный и редкий.

Думаю, что постановку можно назвать современной, потому что мы работаем для современного зрителя. Но мы не отражаем определенную историческую эпоху, а создаем в сказке пространство безвременья. Лучше меньше конкретизировать, чтобы у зрителя был больший люфт для своих собственных ассоциаций. Поэтому мы специально избегали привязки к каким-то конкретным странам и времени. Наш спектакль нельзя назвать классическим или историческим. Но это и не перенос в наше время, где герои сказки сидят в офисе. 

Мы исследовали психологию персонажей, чтобы костюмы отражали черты их характеров. Например, у центрального героя царя Дадона характер не из лучших, и мы показываем это не только в поведении, но и в антураже. Часто на оперных спектаклях работают отдельно художники по костюмам, отдельно художники-постановщики, но у нас с Ангелиной уже второй раз складывается так, что я делаю и то и другое. Мы настолько подробно прорабатываем образ каждого персонажа, что после остается один шаг – нарисовать костюм. Он часто является еще и частью сценографии.

Инструменты сценографа – пространство, текстура, форма, цвет, свет. Как с их помощью вы создаете сказочное безвременье?

В «Золотом петушке» получился микс. У нас есть персонажи – Принцы. Есть определенные стереотипные элементы в их образах. У нас они сочетаются с чем-то современным. Допустим, кроссовки с гольфами. И мне очень нравится такая тонкая грань между современным и историческим. Мы строим постановку на смешении времен.

Какие смыслы и настроения в «Золотом петушке»?

Мы окажемся в сказке. У нас есть очень много иронии (но не сарказма!). И красоты – визуальной, музыкальной, артистической. Еще мораль, загадки, тайна.

Один из ведущих персонажей – Шамаханская царица. И это вершина музыкального соблазна. Многие говорят, что она отрицательный персонаж. А может, нет? С такой неоднозначностью и глубиной очень интересно работать. Особенно с женскими центральными персонажами – это редкость! Мы не хотим делать сатиру в лоб, лубочно – интереснее работать тоньше, через психологию, как и задумывал композитор. Я люблю говорить, что опера – это спектакль, сделанный широкими мазками.

Какие у вас источники вдохновения как у художника по костюмам? Модные коллекции, архивные показы?

У меня любимый дизайнер – Александр Маккуин. Я его фанат, у меня толстенная книжка о нем дома. Там каждое платье – отдельный персонаж. Я могу, например, перенести его драматичность, остроту, но не буду копировать силуэты.

Главный источник вдохновения – фильмы. Легко найти удачные костюмы определенной эпохи в кино. Я неплохо знакома с историей костюма – знаю, где в истории найти подходящие образы. А еще могу обращаться к картинам. Например, взять узор кружева с полотна Веласкеса. Еще много вдохновения нахожу в современном танце. Там сценографии почти нет, костюмы простые, чтобы артистам было удобно. Но впечатляет сильно. Вот, например, Пину Бауш привозили в Александринский театр в Петербурге – у меня эта постановка до сих пор стоит перед глазами.

Какие вы выделяете тенденции в развитии современной сценографии?

В 20-е годы XXI века театр стал очень визуальным, и стало понятно, что роль современного художника – не просто в обслуживании постановки или в создании какой-то оторванной картинки. Сценограф – полноценный соавтор концепций и идей спектакля. Поэтому мы так любим сейчас оперу – все получают удовольствие в том числе от визуала. И если он сделан обоснованно, в плотном сотрудничестве с режиссером, это всегда чувствуется. Зрители полюбили визуальный театр и ждут ярких художественных решений. И сейчас берут интервью не только у режиссеров, но и художников (смеется). Я очень рада, что работаю в такое время.

Текст: Анна Горбунова
Фото: архив героя

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: