18+
  • Развлечения
  • Театр
  • топ50нн2023
Театр

Поделиться:

Алексей Трифонов

Художественный руководитель Театра оперы и балета имени А. С. Пушкина преобразовал все сферы театральной жизни: от расширения состава труппы и обновления репертуара до открытия второй сцены в Пакгаузах и выступлений наших артистов по всему миру, а мировых оперных звезд — в Нижнем Новгороде. Именно благодаря Алексею Стрелка сегодня — символ культуры и высокого искусства.

Как создается программа фестиваля «Стрелка»?
За пять лет фестиваль стал центром притяжения ценителей классической музыки. Среди участников фестиваля «Стрелка» 2023 – актер Вениамин Смехов, блистательная оперная певица Надежда Павлова, дирижер и виолончелист Александр Рудин, пианисты Алексей Гориболь и Рис Консессао, главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета Дмитрий Синьковский и оркестр La Voce Strumentale, замечательные солисты Нижегородской оперы: Наталия Ляскова, Диляра Идрисова, Сергей Годин, Константин Сучков и многие другие. В программе мы всегда делаем акцент на редко исполняемые шедевры, даем аудитории возможность совершить новые открытия. В этом году нам удалось представить нижегородской публике широкую музыкальную палитру — от шедевров оперной музыки эпохи барокко, через любимые всеми неаполитанские песни и высокий романтизм Брамса и Шумана к редко исполняемым произведениям начала ХХ столетия — вокальным произведениям Равеля, Дебюсси, Пуленка и Мийо.

Почему премьера оперы «Орфей и Эвридика» состоялась в Пакгаузах, а «Кармен» — на сцене Театра оперы и балета имени А. С. Пушкина?
Во многом выбор площадки для премьеры зависит от постановочных задач, которые есть у режиссера, и, конечно, от акустических особенностей зала. Романтические произведения XIX века мы ставим на основной сцене оперного театра, там большой оркестр и подходящие типы голосов. А все, что касается барокко и XVIII века, симфонические концерты – на новой сцене в пакгаузах. Это сейчас один из лучших по акустике залов России.

 

Теперь спектакли идут на языках оригиналов. Как это влияет на репетиционный процесс и на восприятие зрительской аудиторией?
Большая часть наших солистов хорошо владеет итальянским, с французским было чуть сложнее, но артисты справились, для некоторых мы вызываем коучей по языку. Нашей аудитории интересно слушать оперу на том языке, на котором ее писал композитор. Старые советские переводы, созданные для пения, далеки от текста оригинала. У Бизе в «Кармен» нет «У любви, как у пташки крылья…». Это вольности перевода, смысл передавался очень и очень неточно. У нас же теперь есть титры, где мы пускаем дословный перевод либретто, чтобы было четкое понимание того, что поется в каждый момент.

Зачем артистам из главных театров России работа в Нижнем?
Интересные проекты и сильная команда, которая у нас сложилась, – вот главная мотивация. Это нас объединяет. Мировая звезда — скрипач, контратенор и дирижер Дмитрий Синьковский теперь практически постоянно живет в Нижнем Новгороде, работает с нашим коллективом. Мы собрали совершенно уникальный оркестр La Voce Strumentale, и его атмосфера творческая и неформальная. Зачастую, к сожалению, бывают технически подготовленные артисты, которым сама музыка не интересна. А мне, честно говоря, такие люди не интересны. Поэтому в нашу труппу мы отбираем тех, кто отдает себя музыке полностью, готовы репетировать еще и еще, чтобы достигнуть высочайшего уровня качества.


Как встречают нашу труппу в других городах?
Когда мы давали концерт в Берлинской филармонии в октябре 2022 года, был полный зал, и артисты вышли пошатываясь, потому что их 9 раз вызывали на бис, а закончили мы ближе к полуночи. В Москве в этом году в зале имени Чайковского прошли два больших концерта – овации стоя. 15 июня – концерт в Петербурге, 20 июня – в зале «Зарядье», а в следующем году уже запланированы четыре выступления в концертном зале Чайковского. Мы единственный в России региональный оперный театр, который имеет свой персональный абонемент в Московской филармонии.

Расскажите про новое здание театра: каким оно будет?
Нам необходимо новое здание оперного театра с максимально хорошей акустикой. В идеале из любой точки зала зрителю должен открываться полный обзор сцены. Убежден, что это должно быть выдающееся сооружение, которое станет еще одной архитектурной доминантой города и послужит дополнительным стимулом для привлечения туристов. И, безусловно, важна транспортная доступность, чтобы нижегородцам было удобно добираться в театр.

 

Представьте себя в зрительном зале. Кого бы вам хотелось увидеть на сцене?
Солистов Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, конечно. Ведь у нас замечательная труппа!

Текст: Алена Зобова

Фото: Оксана Шверницкая

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: