Художественный руководитель ЦТМ – автор идеи и продюсер уникального спектакля «Герои среди нас». Особенность постановки в том, что в ней принимают участие нижегородцы, люди разного возраста и профессий.
Как пришла идея создания спектакля о городе?
Я подумал о том, что в год 800-летия Нижнего нужно сделать проект про нижегородцев. Изначально мы задумывали мультижанровый спектакль, где было бы место и опере, и балету, где не было бы самих горожан, но их истории обыгрывались бы в лирическом ключе. Гораздо позже сформировался конечный вариант спектакля, без «громких» жанров, предполагающий активное участие жителей: появились перформеры, которые задаются вопросом о своем месте и роли в городе, и актеры, исполняющие монологи наших современников, тех, кого мы считаем героями.
Понятно, что есть всем известные «герои», но историю делают не только великие. Герои сегодня – это люди, которые выступают с инициативами на благо общества, вносят вклад в развитие города. На реализацию идеи потребовался год, но непосредственно постановка заняла около трех месяцев. Мы пригласили поучаствовать в качестве перформеров нижегородцев и организовали для них лабораторию: ее провели режиссер Никита Бетехтин и хореограф Сергей Тонышев. Драматург Сергей Давыдов, режиссер и волонтеры взяли порядка 50 интервью у горожан, и на основе девяти из них, а также материалов, рожденных во время репетиционного процесса, Сергей написал текст. К работе подключился видеохудожник Михаил Заиканов, звукорежиссер, художник по свету, артисты нижегородских театров.
Название «Герои среди нас» было тестовым, просто первой строкой в сценарии. Но именно оно отражает основной посыл постановки: каждый из нас способен делать и делает что-то героическое, и герои – повсюду, они вокруг нас.
Новый формат стал прорывом для ЦТМ?
Спектакль совпал с моментом, когда после пяти лет существования ЦТМ начал активно развиваться. Мы всегда занимались очень локальной историей и проводили спектакли исключительно в «Нижполиграфе». И вот настал момент, когда мы вышли за стены театра. Словно ЦТМ вырос до нового уровня – внешнего. Более масштабного, более открытого. И «Герои среди нас» стал первым проектом, с которым мы вышли за рамки.
Театр сам уже давно вышел за рамки. Это уже не манифест со сцены. Раньше актеры были чем-то недоступным, недостижимым. Сейчас это не работает. Театр наших дней — это диалог со зрителем. Он «спускается» ближе и затрагивает глубокие темы, которые откликаются в тех, кто сидит в зале. Зритель ловит себя на мысли: «Это про меня!» И в «Героях среди нас» актеры, которые читают монологи, словно провоцируют публику на вопросы: «Кто я?», «А могу ли я стать героем?», «Что мне сделать, чтобы им стать?» Здесь не важна форма и кто исполняет роли.
Нижний можно назвать театрально развитым городом?
Смотря с чем сравнивать, конечно. Но мы, разумеется, равняемся на Москву и Санкт-Петербург. Очень долгое время у нас ничего не происходило, и актеры стали уезжать отсюда. Думаю, нужно больше театров, больше фестивалей. Конечно же, важна материальная поддержка. Нужно, чтобы как можно больше людей привыкали ходить в театр. Но на это требуется время. Есть люди, которые многое делают для развития театральной жизни, и это круто!
Вас можно назвать одним из таких людей?
Я так про себя говорить не буду. Хотя есть те, кто так считает. Пять лет назад мы построили ЦТМ, создали особую среду, в которой главное – люди. То, что происходит внутри театра, имеет значение, обладает ценностью. Но, как я уже сказал, нам сейчас важно выходить за его пределы. Спектакль «Герои среди нас», кроме большого количества положительных отзывов, получил признание профессионального жюри на Горьковском фестивале, мы стали лауреатами премии имени Евстигнеева «Талант». И это только начало, я бы не хотел останавливаться.
Каково было работать с горожанами?
Спектакль «Герои среди нас» укрепил во мне веру в людей. Наполнил меня патриотизмом по отношению к нижегородцам. Их истории трогали до глубины души и меняли каждого, кто к ним прикоснулся. Когда я посещал репетиции и входил в зал, то меня встречала волна невероятной, пульсирующей, почти осязаемой энергии. Чистые эмоции. Мы не делали из участников артистов. Им не нужно было создавать ощущение реальности или входить в образ. Они не были актерами, а оставались собой. И в этом вся суть и ценность спектакля.
Текст: Диана Микрюкова
Фото: Наталья Арсланова
Комментарии (0)