В 2020 году руководитель балетной труппы нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина отметил 50-летие. В честь своего юбилея он организовал большой концерт, на котором выступили танцовщики из Большого, Михайловского и других ведущих театров страны. С успехом перезапустил формат «Вечеров балета», вывез труппу после шестимесячного локдауна на международный фестиваль и единственный в России в 2021 году получил награду от Министра иностранных дел Японии.
Концерт в честь вашего пятидесятилетия стал большим событием для города. Как вам удалось собрать такой звездный состав?
Мы организовывали концерт в короткие сроки, и я, если честно, до последнего не был уверен, что артисты, которых я пригласил, смогут приехать, потому что это очень востребованные танцовщики. Надо понимать, что такое, например, рабочий график Ивана Васильева или Артема Овчаренко, там «окошек» не бывает вообще. Поэтому для меня тот факт, что ребята, несмотря на огромную занятость, смогли приехать и блистательно, с полной самоотдачей выступить, – это огромная радость, я безмерно им благодарен. Когда я видел, как они репетируют на нашей сцене, я не мог поверить своим глазам, это был один из счастливейших моментов в моей жизни. Со многими из этих артистов я знаком с того времени, когда сам выступал в Большом театре. Встреча с ними вызывает у меня сентиментальные чувства, потому что тогда они были еще совсем детьми, а сейчас это настоящие суперзвезды, но наши отношения остаются все такими же теплыми и дружескими.
Праздник получился не только для меня, а точнее, в первую очередь не для меня, а для нижегородцев, потому что зрители получили по-настоящему редкую возможность: увидеть таких мастеров, на которых, например, в Большом театре стоят очереди и билетов не достать. Кроме блистательного выступления приглашенных звезд, я не могу не отметить участие талантливых артистов нашей нижегородской балетной труппы. Многие из них специально для этого подготовили совершенно новую программу: Татьяна Пельмегова впервые выступила в партии Эсмеральды в паре с приглашенным артистом из Казани Олегом Ивенко, очень удачные премьеры были у Елизаветы Мартыновой, Татьяны Казановой, Андрея Орлова, Василия Козлова и других, уже полюбившихся нижегородцам солистов нашей балетной труппы.
Тогда вы сказали, что танцуете на сцене последний раз. Что вы испытывали в тот вечер?
У меня где-то в душе всегда была такая установка, что до пятидесяти я танцую, а после концентрируюсь полностью на другом: на работе с молодыми артистами, на преподавании и постановочном процессе. Когда я заканчивал карьеру в Большом, на моих глазах были слезы, а в свой праздничный вечер здесь, в Нижнем Новгороде, я уже не испытывал грусти, я был счастлив. Да и на сцену, по правде говоря, я потом еще выходил – на одном из «Вечеров балета». Может быть, я станцую и еще, форма позволяет, но это точно будет уже не мое основное занятие.
Вы вдохнули жизнь в «Вечера балета», которые в театре были забыты. В чем секрет успеха этого формата?
«Вечер балета» – это настоящий праздник, как для зрителей, так и для артистов. В этих программах я стараюсь по максимуму задействовать труппу и выводить вперед молодых, тех, кому, может быть, еще не доводилось быть в центре внимания. Потому что профессиональный рост на самом деле происходит не только в репетиционном зале, но и на сцене. Новые вводы в спектакль – это процесс достаточно медленный, в то время как «Вечер балета» – это идеальная возможность проявить себя.
Я знаю, как важно для артиста чувство востребованности, новые партии, новые творческие задачи. Наши ведущие солисты на «Вечерах балета» получают больше свободы выбора, мы готовим номера из постановок, которых нет в репертуаре театра, ищем что-то из современной хореографии. Я также стараюсь приглашать на эти концерты артистов из других театров, чтобы поддерживать постоянный обмен опытом, знаниями и энергией.
С вами труппа пережила непростой период локдауна и, после полугодового перерыва в работе, приняла участие в балетном фестивале в Чебоксарах. Наверное, это было не просто?
Я очень благодарен труппе за то, как она проявила себя в это сложное время: никто не ушел из театра, не стал относиться к своим обязанностям с меньшей ответственностью. Благодаря этому испытанию я понял, с какими сильными и преданными делу артистами мне выдалось работать. Хотя это не совсем подходящее слово, в театре ведь нельзя просто работать, театром нужно жить.
В октябре 2020 года, когда наш театр все еще был закрыт, мы были единственными, кого пригласили на фестиваль балета в Чебоксары. Спасибо художественному руководителю балетной труппы Чувашского государственного театра Даниилу Салимбаеву за то, что он решился на этот непростой в условиях пандемии шаг. Артисты не выходили на сцену полгода, для танцовщика балета это невообразимо. Наш «Корсар» был очень тепло встречен, и это выступление имело огромное значение для артистов, оно подарило им эмоции, которые невозможно получить нигде, кроме сцены, оно дало им надежду.
Министр иностранных дел Японии отметил вас Почетной грамотой за развитие культурного обмена между Японией и Россией через искусство. Что для вас значит эта награда?
Очень приятно, что моя работа признана на таком высочайшем уровне. Буду стараться и дальше делать все, что в моих силах, на благо двух своих родных стран – Японии, с которой я связан кровными узами, и России, которую я выбрал по любви.
Текст: Анна Лобова
Фото: Анатолий Козьма
Комментарии (0)