Если классик был прав, и весь мир – это театр, то критики должны знать об устройстве жизни больше всех. Один из самых влиятельных театральных критиков России Павел Руднев приехал в нижегородский Центр театрального мастерства, чтобы посмотреть спектакль и поговорить о балансе субъективного и объективного в современном искусстве.
Насколько профессия театрального критика стала вымирающей во время интернета, когда каждый блогер сам себе критик?
Все 90-е годы театральное сообщество страшно мучилось от того, что театр был никому не нужен, и на великих, выдающихся спектаклях сидело столько же людей, сколько было на сцене. То, что сейчас у любого человека появляется возможность высказываться по поводу театра, – прекрасно и ни в коем случае не отнимает у меня хлеба. Чем отличается критик от блогера? Я думаю, что только авторитетом и уровнем доверия.
Как измерить эти авторитет и доверие?
Единица театра – это спектакль, можно просто смотреть спектакль, а можно вставлять его в рамку эволюции конкретного режиссера, театра, труппы. У критика чуть больше кругозор, вот и все. У меня четыре командировки в месяц, я каждый год на протяжении последних двадцати пяти лет объезжаю всю страну. Я могу сопоставить нижегородские проблемы с самарской или с хабаровской повесткой, с Германией или с Ханты-Мансийским автономным округом.
Вы способны после всех этих лет просто посмотреть спектакль не как критик, а как простой зритель?
Я смею надеяться, что свои человеческие, зрительские реакции подчинил профессии в том смысле, что научился реакции своего интеллекта, своей эмоциональной жизни преобразовывать в буквы. Я, как и обычный зритель, плачу, смеюсь, с моим телом что-то происходит, оно потеет, покрывается пупырышками... Все равно другого критерия художественности, кроме реакции моего организма, не бывает. Просто я более осведомлен и более опытен, я видел чуть больше спектаклей, чем все остальные.
Получается, что рецензия на спектакль – это некая точка, в которой пересекается опыт режиссера и ваш опыт как зрителя?
Знаете, я скажу так: в сегодняшней ситуации в стране и в мире тебе все говорят, что нужно быть менее эмоциональным, нужно быть прагматичным… Когда мне это говорят, я начинаю думать, что не могу себе этого позволить даже под угрозой инфаркта и инсульта, потому что если я буду циничным, то потеряю умение смотреть спектакль.
Складывается ощущение, что театральная жизнь города сейчас сосредотачивается на малых площадках и в частных театрах, это так?
Мне представлялось, что последние пять-семь лет как раз в Нижнем идет рост театра, и он происходит только на территории частного театра. После успеха театра «Zоопарк», его всероссийской славы, в Нижнем появились частные инициативы.
Точно можно сказать, что на фоне всех городов округ Москва – это лидер. В Ярославле, Костроме, Смоленске, Твери, Курске, Тамбове ничего подобного нет даже близко. Если государственные театры не идут в направлении современного спектакля, если они не полиформатны, приходят частные организации, которые перехватывают эту инициативу. Я приехал посмотреть «Солнечную линию» Ивана Вырыпаева в Центре театрального мастерства, и понятно, что невозможно поставить эту пьесу в театре государственного формата, и это очень прискорбно.
«Солнечная линия» – это спектакль с маркировкой 18+, в нем присутствует ненормативная лексика, как зритель в провинции реагирует на подобные постановки?
Не все знают о тенденциях и трендах современного театра, кто-то живет советскими нормативами в культуре. Очень часто сталкиваешься с ситуацией, когда люди только что освоили фильм «Кубанские казаки», и им тут же показывают «Меланхолию» Ларса фон Триера, и их по голове бьет моментально, потому что они не прошли какие-то стадии между этими явлениями. Нельзя после лицезрения передвижников девятнадцатого века сразу показывать человеку Френсиса Бэкона или Джексона Поллока, у него будет разрыв мозга. В то же время, мне кажется важным, чтобы не создавалось представление, что мат – это какой-то атрибут современной культуры и без него никак. Бывает новый театр без мата и, может быть, можно даже «Солнечную линию» играть без этого языка, не надо все сводить к этой проблеме.
Частные театры могут составить реальную конкуренцию государственным?
Плохо, когда муниципальный театр оказывается монополистом. Успехи частного театра заставляют его крутиться более интенсивно. С другой стороны, присутствие крупного театра рядом заставляет частников жить бесконечно интенсивной жизнью, думать о том, как рекрутировать нового зрителя и ставить то, что театр драмы никогда не будет рассматривать как репертуарное решение.
Текст: Анастасия Базилева
Фото: Наталья Арсланова
Комментарии (0)