18+
  • Развлечения
  • Спорт
Спорт

Поделиться:

Александр Чачава: «Надо научиться искать выход за пределы человеческих возможностей, невзирая на страх».

Серийный предприниматель и инвестор, управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава – частый герой деловых изданий, но есть у него и другая, параллельная и очень стремительная жизнь. Александр – профессиональный гонщик. Сейчас он выступает на Российской серии кольцевых гонок и, побывав на этапе в Нижнем Новгороде, успел рассказать нам о скорости, страхе и навыках, которые одинаково нужны гонщикам и успешным бизнесменам.

Гонка – это мгновенные решения, а инвестиции предполагают совершенно иной подход. Как вы стыкуете в себе эти два образа мышления?

Инвестиции я называю шахматами по переписке, которые были очень популярны в советское время: человек делает ход, записывает, кладет в конверт, потом три месяца ждет ответа, и партии длятся годами. Гонки для меня — это способ выйти из зоны комфорта, забыть о бизнесе и переключиться.

Переход от успешного предпринимателя к начинающему гонщику – это встряска для самооценки?

Возможно, это и есть основная причина заниматься гонками. Как предприниматель, я согласен с точкой зрения Ицхака Адизеса, что самое главное качество предпринимателя – это commitment. На русский язык commitment немножко тяжело переводится, но я перевожу это слово так: звериная уверенность в успехе и готовность выйти из зоны комфорта, сжечь за собой мосты. Наш фонд инвестирует в русскоязычных технологических предпринимателей, которые делают глобальный бизнес. В Нижнем Новгороде таких, кстати, достаточное количество, например, центр разработки Intel, много замечательных инициатив с «Технопарком». Мы следим за несколькими очень классными IT-командами. Вот собственно этим командам, чтобы встать на одну ступень с теми, кто построил глобальный бизнес, надо выйти из зоны комфорта. Они могут сидеть у себя в небольшом офисе, продавать в Нижегородской области, по всей России и зарабатывать миллион долларов, им этого, наверное, хватит для комфортной жизни. Но если они хотят изменить мир, если хотят, чтоб их продуктами пользовались повсеместно, то нужна совершенно другая самоотверженность, самоотдача, тот самый commitment. И это отчасти навык. Человек, который ничего не боится, – это безумец, а человек, который преодолевает свой страх, – смельчак. Навык выхода из зоны комфорта не стоит терять, и, чтобы этого добиться, люди, успешные предприниматели занимаются экстремальным спортом.

Одно дело – в свободное время гонять на мотоцикле, машине, прыгать с парашютом, а профессиональный спорт - совсем другая история. Зачем вам именно профессиональный уровень гонок?

В любительских гонках у меня есть небольшой опыт. Это другое. В любительских автогонках практически нет контактов, есть только таймер: кто быстрее проедет, тот и молодец. Здесь вокруг меня более 30 машин, много столкновений.

Автогонки – это энергозатратный вид спорта, к концу заезда я худею на три килограмма. В гоночном автомобиле нет никаких помощников: ни усилителя руля, ни усилителя тормоза, ни АБС, ничего – все приходится делать руками. После заезда если посмотреть на руки, то они предательски подрагивают. Не из-за того, что я волнуюсь, а из-за перенапряжения. И кроме всего прочего, там кондиционера тоже нет, приходится ехать примерно в температуре хамама.

Мой класс – самый боевой, самый контактный. Это интересно, это, наверное, лучший класс для таких автогонок. Мне предстоит еще много заниматься, чтоб хотя бы в десятку лучших войти.

Напоминает историю со стартапами: много компаний, все, по сути дела, толкаются локтями. Вы такой класс по этой аналогии выбрали?

Да, этот контактный вид гонок похож на американский рынок. Можно создать классный продукт и продавать его только в своем городе, где, скорее всего, другого продукта нет, так как конкурентов нет. Будет ли это бизнесом? Конечно, будет. Есть замечательная Пермская компания Miro. Сейчас она стоит миллиарды долларов, суперуспешная. По сути, сейчас это самый популярный в мире сервис для совместной работы сотрудников: как взлетел Zoom, так же сейчас взлетел и Miro. Спросите у создателя Miro Андрея Хусида: «Чего тебе в своей Перми не сиделось? Зачем тебе пришлось переехать в Долину на 2 года, поднимать инвестиции?». Не знаю, что он ответит, но это такой же вопрос: зачем идти в профессиональный спорт, когда можно просто покататься на своей быстрой машине? Зачем идти на американский рынок, когда можно в Перми продавать свой продукт? Зная Андрея, он на этот вопрос ответил бы примерно так: «Это самая интересная игра, которую я мог себе представить. Я даже продавать эту компанию не хочу. Потому что ну будет у меня много денег, а в игру-то интереснее играть». Наверное, все мы в какой-то степени играем. Для меня гонка – еще одна игра, и мне она нравится.

В гонках, как в бизнесе, главное – стать первым, стать успешным, стать лучшим из лучших?

В моем случае это соревнование с самим собой. С одной стороны, я прогрессирую, каждую сессию проезжаю лучше, чем предыдущую, а с другой, мне еще далеко до вершины. Моя задача на данный этап – найти еще секунду. Я от чемпиона Европы отстаю на полторы секунды, и вот я сейчас ищу ту самую секунду, чтобы нагнать хоть чуть-чуть. А складывается она из пятидесяти вещей, действий и навыков, которые нужно чуть-чуть улучшить.

Что важно в гонках? Со стороны дилетанта, есть ощущение, что все дело в качестве машины и быстроте реакции. Это так?

Прелесть Российских автогонок в том, что все машины уравнивают. Более того, каждый этап тем, кто чуть более успешен, добавляют вес. Есть регламентный вес: гонку нужно заканчивать, с учетом топлива и веса пилота, не легче тонны и шестидесяти килограммов. Если легче – дисквалификация. Если чемпион Европы выигрывает гонку, ему довешивают буквально 15 килограммов, казалось бы, совсем немного, а едет на доли секунды медленнее. Это помогает тем, кто дышит ему в спину, с ним соревноваться.

Насколько это честно по отношению к чемпиону?

Это честно по отношению к зрителям. Потому что, например, на этапе в Смоленске чемпион проехал лучше всех квалификацию, во время старта уехал, и его больше никто не мог догнать. За первое место борьбы не получилось. Была борьба за второе-третье место. А зрителям нужна «кровь».

Все-таки в чем залог успеха? Что вам лично нужно делать, чтобы стать лучшим?

В любом ремесле первое, что нужно сделать, – отработать те самые пресловутые 10 тысяч часов. Это аксиома, которая проходит по всем родам деятельности. Когда человек отработал это время с должным усердием, с вниманием к деталям, тогда он поднимается на ступеньку, с которой нужно делать следующий шаг. Я говорю сейчас про людей, у которых есть предрасположенность к тому или иному виду деятельности, а гонки — не для всех. Быстро ехать – достаточно страшно. Когда, понимаешь, что вот-вот влетишь в стену, надо пролетать этот поворот так, чтобы казалось, что ты не справишься. И если ты не вылетел, то запомни, как ты это сделал, и делай так всегда. Надо научиться искать выход за пределы человеческих возможностей, невзирая на страх. Это хорошее качество и для предпринимателя.

Вам тоже страшно участвовать в гонках?

Это очень страшно, но мне нравится. В гонках придется забыть то, чему учили в автошколе, потому что нужно делать много иррациональных вещей: тормозом ускоряться, газом поворачивать, рулем замедляться. Есть такие ситуации, когда ты теряешь машину, и, чтобы ее «поймать» и поехать туда, куда тебе надо, нужно повернуть руль в стену и нажать на газ. Мозг отказывается, я кричу себе: «Поворачивай, так надо», мне страшно, и другая рука начинает выкручивать руль от стены. Таких моментов, когда нужно действовать интуитивно, много, и когда это получатся, начинаешь испытывать кайф. Прикольно же научиться чему-то иррациональному!

Изменился ли ваш стиль вождения после того, как вы начали заниматься гонками?

Если будете ехать с автогонщиком по городу, то вы увидите, насколько он аккуратно, медленно едет. Потому что даже когда ты въезжаешь в отбойник, который для этого предусмотрен, а сам сидишь в железной клетке, у тебя специальное крепкое кресло, шеститочечный ремень безопасности, шлем, защита шеи, негорючий комбинезон, даже носки специальные, это неприятно. После этого на городской машине ты уже думаешь, как это легко – потерять управление. Поэтому все мои знакомые автогонщики – аккуратные водители. Раньше я периодически гонял, сейчас, врезавшись несколько раз на трассе, желания лихачить стало как-то поменьше. Плюс адреналина хватает и на автодроме.

Вам важно держать в голове конечную цель, например, «я стану чемпионом», или вы из тех людей, кто ставит себе цели промежуточные?

Я пока не понимаю конечную цель. Поэтому, да, пока цели этапные. Сейчас моя задача – прогрессировать и учить какие-то приемы, например, торможение. Некоторые учатся правильно тормозить по три года, но я сказал тренеру: «Я должен научиться за год!»

Возвращаясь к первому вопросу, вы по складу ума больше шахматист или гонщик? Вам важно долгоиграющее выстраивание стратегии или быстрое ориентирование?

Сложно выбрать. Перед принятием решений предприниматель должен быть осознанным и вдумчивым, а после – быстрым. Это две фазы одной личности. Когда мы анализируем стартапы, анализируем стратегию, бизнес-модель – все, что люди учли, придумывая эту компанию, мы смотрим на долгосрочную стратегию. При этом не менее важно увидеть процессы в динамике, понять, насколько компания быстро реализует стратегию, как реагирует на преграды, возможности. Компания, которая бежит медленно, шансов стать глобальной не имеет.

Текст: Анастасия Базилева
Фото: из личного архива героя

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: