Юрист Екатерина Гордова участвует в средневековых реконструкциях с 2017 года. Мы поговорили с ней о том, где в XXI веке можно встретить отряд вольнонаемников, сколько стоят костюмы, а также о реакции окружающих, когда они видят тебя с щитом или мечом в обычном автобусе.
Что побудило вас выбрать средневековые реконструкции в качестве хобби?
Для меня правильнее будет применить термин не средневековые реконструкции, а ролевое моделирование. Историческая реконструкция все же подразумевает под собой максимальное погружение не только в военную, но и в материальную культуру периода, четкое воссоздание его деталей в соответствии с источниками. Из-за этого предполагается множество ограничений, например, женщинам невозможно было бы получить доступ к оружию и сражениям. У нас же больше условностей и вольной трактовки, но, разумеется, с оглядкой на исторические моменты.
Я с детства симпатизировала героям книг, которые отважно шли в бой и преодолевали препятствия на пути к цели, зачитывалась «Волкодавом» Марии Семеновой. И всегда хотела научиться фехтовать, считала это красивым спортом. Мой знакомый узнал об этом и рассказал об «Удалых Кренделях» – клубе, который занимается историческим фехтованием. Я пришла на первую тренировку, на меня надели видавший виды здоровенный поддоспешник (тогда он мне показался жутко тяжелым), показали основные движения щита, меча и копья, помогли надеть шлем и выпустили в первый учебный спарринг с капитаном клуба. В перерыве, когда я пыталась восстановить дыхание и перевести дух, мой знакомый спросил меня, останусь ли я дальше. Это было в 2017 году.
Как устроена жизнь клуба: как проходят встречи, где участники берут костюмы и главное – откуда вы узнаете, как проходило событие, которое вы моделируете?
Наш клуб занимается раз в неделю, по воскресеньям. Мы моделируем вооружение и образы, характерные для Западной Европы конца XIV-начала XV веков. Если точнее, мы моделируем жизнь кондотты – отряда вольнонаемников с распределенными боевыми задачами. Конечно, в таких отрядах не было боевых женщин, но у нас их четверо.
В среднем тренировка длится 4-5 часов и начинается с хозчасти. В это время мы обычно делаем тямбары (тренировочный снаряд для начального обучения фехтованию), но сейчас чаще пробуем освоить работу со стрелами. После чистим доспехи, чтобы сохранить их в чистоте и без ржавчины. Затем идет разминка, работа со снарядом (удары по шинам, чтобы ставить силу удара), спарринги и строевая подготовка. Мы занимаемся с репликами средневекового вооружения, изготовленными из реактопласта и тексталита. Все отработки проходят на смягченных макетах, тямбарах. Стойки и приемы работы с оружием мы заимствуем из трактатов о военном деле Средневековья.
На тренировках мы готовимся к показательным соревнованиям – маневрам, на которые зовем гостей и участников из других клубов. Такие мероприятия проводятся минимум два раза в год. Оружием и доспехами для них занимаются специальные мастерские, но мелочь вроде простейшего наплечника можно сделать и самому. Получится, конечно, не так красиво и блестяще, но просто и надежно. Костюмы мы шьем самостоятельно. Например, я ориентируюсь на доспех, характерный для миланского региона (такой можно встретить, например, в коллекции замка Чурбург). Я считаю его оптимально подходящим для себя как визуально, так и в плане функционала.
Сколько стоит создание костюма и доспехов?
Стоимость костюма зависит от выбранной роли. Капитан или представитель знати должен выглядеть более презентабельно и заметно, но простому пехотинцу вполне реально уложиться в 7 тысяч рублей (с обувью, простым пояском).
Доспех, это, конечно, дорого. Моей самой внушительной тратой стал шлем (около 16 тысяч), но это не предел. Полные латы, подогнанные индивидуально, стоят около 100 тысяч рублей. Конечно, на первое время можно взять и клубные доспехи, но я предпочитаю доспехи по меркам, снятым с меня. На мой взгляд, это дает определенное чувство уверенности и надежности. У меня пока многого не хватает, иногда я использую элементы пластиковой защиты, поэтому в плане доспеха мне есть куда стремиться.
В какой роли вы обычно выступаете?
Я выхожу в спарринги и щит-меч, и глефа (разновидность древкового холодного оружия ближнего боя). Но комфортнее для меня щит-меч, поэтому я выполняю задачи щитоносца: от меня требуется быстрый прорыв флангов противника и связывание оппонента боем, задержка при помощи большого щита. Недавно я сменила небольшой кулачный щит-тарч на большой линзовидный, теперь приходится переучиваться. Работа с ним отличается, но в то же время открываются новые возможности и преимущества.
Глефа, тямбары, щит-тарч… Сколько времени нужно, чтобы свободно ориентироваться в особенностях периода, названиях доспехов и оружия?
На мой взгляд, в нашем деле невозможно освоить матчасть сразу – до сих пор мне попадаются любопытные новые статьи по теме. Еще бывает так: рассматриваешь какую-нибудь картину или статую, обнаруживаешь на ней какую-нибудь интересную деталь костюма, например, необычный наплечник, начинаешь изучать тему, находишь много нового. Мне довольно легко запоминать названия, конструктивные особенности того или иного оружия, доспеха. К тому же, помогают тематические паблики, страницы, для совсем начинающих есть книги.
Каких персонажей можно встретить на маневрах, как распределяются роли?
Роли распределяются по боевым навыкам – у кого что лучше получается. Кому-то ближе стрельба из лука, кому-то – контактный бой. В ходе спарринга можно понять, к чему человек больше расположен, комфортней ли ему с мечом или же с глефой или с арбалетом. Нельзя забывать и о «небоевых» людях, которые помогают надеть доспех или принесут воды. Я не скажу, что какие-то роли лучше, а какие-то нет, весело будет в любом случае! Кроме того, в команде важен баланс, трудно и без лучников, и без щитовиков, и без тех, кто работает с дальномерами (особенно, если все они есть на стороне противника). Благодаря строевой подготовке все участники знают свои задачи и могут работать синхронно и слаженно.
Кстати, мы не делаем различий для мужчин и женщин, каждый волен выбрать оружие по своим способностям и интересам. В спарринг тоже выходим мужчина против женщины.
У персонажей есть характеры или только функциональная роль?
На маневрах мы пользуемся только боевой ролью. Если мероприятие проходит в формате полигонной игры, то прописывается характер персонажа, присутствует элемент отыгрыша.
Тут важно рассказать о форматах мероприятий, в которых мы принимаем участие. На наших маневрах мы делаем сходки «команда на команду» по различным сценариям, например, защита укрепления, перехват флага, оборона на мосту. Иногда мы выезжаем на московские осенние или весенние маневры, в которых принимает участие около 300 человек. Там также проводятся массовые сходы по сценариям от организаторов. В этом году ряд мероприятий и выездов были отменены из-за эпидемиологической ситуации, но надеюсь, что осенью Большие дружеские осенние маневры в Москве состоятся.
Где обычно проводятся мероприятия – маневры, которые вы организуете?
На открытых площадках. Местные жители нас уже знают и смотрят за тренировками или мероприятиями, иногда подходят что-то спросить, примерить шлем или сфотографироваться. В последнее время в Москве задействована территория Филевского парка. Под игры-тысячники организаторы обычно арендуют полигоны.
А где проходят тренировки?
Мы собираемся на придомовой территории капитана клуба, он живет в частном доме. В тренировках на улице множество преимуществ: во-первый, идет адаптация к любым погодным условиям и рельефу местности; во-вторых, свежий воздух и мало пыли. Благодаря этому я заметила, что с момента начала тренировок я стала лучше переносить плохую погоду и холод. Стала меньше подвержена сезонным простудам.
На какие еще аспекты жизни повлияло участие в клубе? Были ли ситуации, в которых этот опыт помогал или, наоборот, мешал?
Благодаря клубу я приобрела множество полезных навыков, которые можно применить в быту. К примеру, мне пришлось учиться шить с «нуля». Раньше я этим пренебрегала, а сейчас могу и для дома сделать что-нибудь. Благодаря регулярным нагрузкам я могу легко подняться на 9 этаж на работе. Кроме того, я научилась создавать себе комфортное пребывание на природе, спать в палатке – иногда на выездах приходится несколько дней пожить в палаточном лагере – и получать от этого искреннее удовольствие.
В целом, я поняла важность спорта и физических нагрузок для собственного здоровья. Без особых временных и материальных затрат я нахожусь в хорошей физической форме, мне легко двигаться. Раньше, честно говоря, я ленилась делать упражнения. В плане характера появилось определенное бесстрашие: после того, как во время маневра на тебя несется десять человек в железе, уже не так страшно отстаивать свою позицию. Так что для меня сплошные плюсы! Кроме того, я нашла отличных друзей.
«На тебя несется 10 человек в железе!» Бой – это имитация или настоящее сражение?
Бой настоящий! Удары не театральные, не фиксированные. Для удобства и меньшей травмоопасности мы пользуемся так называемой похитовой системой. У каждого бойца есть 3 «хита» – удара, которые ему можно нанести. После того, как хиты кончаются, боец садится (или отползает с поля боя в сторону, чтобы не мешать остальным). Условно считается, что боец «убит». Не считаются удары по кистям рук, в пах, в лицо, по стопам. Все остальное – это поражаемая зона. Подсчет хитов на совести участника. Если он пытается «восстать из мертвых» или не считать удары – его уводит судья или же приходится ударить намного сильнее, чтобы человек почувствовал как следует. Я серьезно, иногда слабый удар по железу не чувствуется, понимаешь, что был удар только по звуку. Ах да, во избежание травм запрещены колющие удары мечом.
Были ли у вас какие-нибудь травмы в ходе участия в реконструкциях? Что во время боя может пойти не так?
Надеюсь, что моей самой страшной травмой останутся пара переломов пальцев. В основном все ранения случаются из-за пренебрежения техникой безопасности. Например, тебе жарко и не хочется закрывать забрало. Или бывает, что ты ненадежно закрепишь элемент доспеха и он сползет, открыв поражаемую зону. В остальном я не сказала бы, что у нас больше травм, чем в других активных увлечениях. Главное – не забывать о мерах безопасности, как и везде.
Что говорят окружающие, когда узнают о вашем увлечении? Сталкивались ли вы с неодобрением или, наоборот, с искренним восторгом, когда рассказывали о своем хобби?
Обычно окружающие удивляются, почему я занимаюсь именно историческим фехтованием. Потом включается любопытство: меня спрашивают, как что проходит, сложно ли. Как-то я ехала в автобусе со шлемом, и другие пассажиры начали расспрашивать меня: что это, настоящие ли доспехи, сколько они весят.
Также меня часто просят показать фото с мероприятий. Но в целом отклик сугубо положительный. Особенно нравится папе и бабушке. А мама до сих пор беспокоится, не травмоопасно ли это.
Как это хобби сочетается с основной работой?
По специальности я юрист, и моей основной работе хобби совсем не мешает.
Временные затраты не такие большие – 4-5 часов в тренировочный день. Кроме того, чтобы получать результат, нужно уделять внимание и собственному физическому развитию: бегать, посещать спортзал для общей физической подготовки и тренировки выносливости. Пошив я воспринимаю как приятное времяпрепровождение вечером. Получается, что никаких сверхъестественных усилий не требуется.
Вы сказали, что состоите в клубе с 2017 года. Не наскучило?
Нет! Как я говорила, вижу в этом занятии для себя множество преимуществ, как в плане развития здоровья, так и кругозора – это просто интересно и весело. Занятия отлично снимают напряжение после рабочей недели, заставляют мозг и тело переключиться в непривычную среду, что, по моему мнению, дает отличный заряд бодрости.
Кроме этого, уже после полугода тренировок я увидела ощутимые результаты в силе, выносливости, скорости. Такие, которых я не могла достичь раньше. Плюс в этой сфере много замечательных людей, с которыми у нас сложились теплые дружеские отношения и вне этого хобби. Например, мы встречаемся, чтобы сходить в кафе или кино, просто поболтать, прогуляться.
Есть ли специальные требования к членам клуба? Кто может ими стать?
В «Удалых Кренделях» мы рады всем. Главное – желание заниматься и стремление развиваться. Правда, есть ограничение по возрасту – нужно быть старше 15 лет. Кроме того, важно понимать, что занятия требуют от тебя определенной отдачи: пошива или заказа доспеха, оружия, изучения истории. Но, конечно, в первое время можно воспользоваться клубными запасами.
Какую историю вы обычно рассказываете, когда «рекламируете» ролевое моделирование своим знакомым?
Обычно я показываю фотографии шлемов, доспехов или видео с маневров. Всем нравится, а если еще дать что-нибудь примерить, то вообще полный восторг!
Материал подготовила Ольга Каляева
Комментарии (0)