18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Risha: «В природе очень много музыки»

Знакомьтесь, Арина Маркова aka Risha – теперь уже нижегородская фолк-певица, правнучка народной сказительницы и по совместительству принцесса Севера, откуда она принесла нам свой меланхолично-былинный саунд. Дальше об арктических пустынях, о том, как писать музыку, слушая природу, про трек-заговор от злых сил и потребность быть нужным артистом.

Ты и певица, и музыкант, и сонграйтер, как так получилось?

В школьные годы училась играть на гитаре, потом стала петь, а после уже записывала собственные песни. А еще какое-то время спустя начала осваивать музыкальные программы, GarageBand, Ableton. Это для меня один большой путь, состоящий из этапов, – сочиняю музыку, текст и сама же исполняю.

Сейчас все так же устроено?

Не совсем. Сейчас я работаю с музыкальным продюсером Мишей Деминым. Очень крутой профессионал. Вся моя музыка, не считая фитов, сделана вместе с Мишей.

Где ты училась вокалу, музыкалка?

Это была не музыкалка, а кружок вокально-инструментального ансамбля. В старшей школе у нашего физрука была большая каморка, которую он оборудовал под андерграундную студию, ну, такие ощущения от нее были. И там мы учились игре на гитаре и барабанах. Там же я стала петь. Преподаватель даже помогал делать аранжировки к песням. Например, он на басу что-то подыгрывал или делал соло-партию. Но в одиннадцатом классе я забросила кружок, нужно было больше времени уделять учебе, и мы с моим преподавателем отдалились друг от друга. По нему было видно, что он расстроен.

А почему вообще решила заниматься музыкой?

Мне очень нравились песни персонажей диснеевских мультиков, постоянно их смотрела в детстве и пела вместе с героями. Бабушка рассказывала, что я, когда была маленькой, часто устраивала концерты для своих родственников. Еще у меня мама занималась в хоре и пела песни на карельском и финском языках. А прапрабабушка была народной сказительницей и тоже сочиняла песни, сказки и разные такие штуки. Думаю, во мне просто есть этот генокод (смеется).

Что ты слушала в детстве?

Я помню, что терпеть не могла то, что слушает моя мама. Вся эта русская попса того времени вроде «Ласкового мая» мне не заходила. Отчим слушал рок: Led Zeppelin, Metallica, AC/DC, Rammstein – и вот это было уже совсем другое дело. В переходном возрасте начался рэп, но вообще сильного увлечения тогда им не случилось.

Кого слушала из рэперов?

Птаха, Слим, Гуф, Баста. Мне они показались скучными, и я вернулась обратно к року, но уже к русскому. У меня был тогда немного экзистенциальный кризис, и я слушала «Сплин», «Люмен» и очень много Земфиры, сейчас меня буквально триггерит от ее песен.

А когда сконцентрировалась на занятиях музыкой?

С переездом в Нижний Новгород, первый или второй курс университета. Когда я немножко адаптировалась, познакомилась с людьми и начала постепенно входить в мир местной музыки. Пробовала участвовать в каких-то мероприятиях, конкурсах, занималась нетворкингом. Выступала в заведениях, где исполняла каверы в основном, но иногда пела и свои песни. Мне очень нравились такие выступления, они были очень теплыми. Приходят все твои друзья, знакомые, и я для них пою свою музыку. Было так душевно, здорово, весело и по-домашнему, как на квартирнике.
В это же время я познакомились с Андреем Панацея (нижегородский исполнитель и саундпродюсер. – Прим. редакции), мы с ним сделали фит, потом еще пару. С нашей коллаборации я отсчитываю свой осознанный путь в музыке, тогда мой трек впервые официально появился на стриминговых площадках, его везде можно было послушать и скачать, это для меня был серьезный шаг.

А что было до переезда в Нижний, откуда ты?

Я из военного городка Луостари в Мурманской области на Кольском полуострове. Просто клевый факт из моей биографии – жила на границе с Норвегией. Многие, кстати, думают, что я из Нижнего.

Какое твое любимое живое выступление?

Вечеринка «Горьковской» в прошлом году на День города. В центре площади Минина установили большой куб, и я была на самом верху. Ощущала оттуда себя богиней. Саша Kras (саундпродюсер из объединения «Станция метро Горьковская» – Прим. редакции) предложил исполнить трек «Чувства», который мы выпустили незадолго до мероприятия, я, конечно, сразу согласилась. Было страшно, боялась свалиться с этой конструкции, но те невероятные ощущения перекрывали весь страх. Такое количество человек, и все смотрят на тебя – вау! Чувствовала себя реально наполненной и поняла тогда, что все не зря.

У тебя в соцсетях много фото природы, это важная часть окружающего мира для тебя?

Очень, это неотъемлемая часть меня. Я 17 лет жила в тундре. Там природа начинается с порога. В больших городах природа пасует, она как будто только приложение, а там наоборот – природа главная. Север привил мне необходимость того, чтобы природа была под боком. Она меня заряжает, подпитывает и спасает. Именно поэтому я живу на окраине города, чтобы была возможность в любой момент уйти в лес и восстановиться.

Почему я спросил про природу – твою музыку хочется слушать не в помещении, а в лесу, например, обняв какой-нибудь тысячелетний дуб, поэтому вопрос: как тебе удалось так удачно поженить природу с музыкой?

Тут не нужно никого было поженить, в природе уже очень много музыки. Что такое музыка? Она же изначально родилась из ритма, а ритм – это и есть жизнь. Шелест листьев, дождь, ветер – это все вибрации, которые создают глубокую природную композицию. Я просто обрабатываю все то, что воспроизводит природа, и переношу в музыку, тексты, голос.
Как это происходит на практике: я гуляю по лесу, слушаю лес, обнимаю деревья, в общем, фокусирую все свои тактильные и слуховые ощущения, а после выстраиваю длинный ряд природных ассоциаций ­– ветер звучит для меня одним образом, в дожде я слышу такие-то ноты, и потом в Ableton’е накидываю схожий ритмичный рисунок. То есть для меня это все разные оттенки, и я просто вкладываю природное настроение в музыку.

С природой у тебя еще мэтчится фольклорность. Как ты к этому пришла?

Сказки. Это одно из сильнейших впечатлений детства. Меня очень интересовали все эти особенные миры и волшебные страны с мистическими персонажами и тайнами. Плюс, опять же, среда. Я каждое лето ездила к родственникам в Карелию, а для меня это место – самое сказочное в мире. В карельских лесах легко поверить в реальность Бабы-яги, лешего и кикиморы. А еще мне дядя постоянно рассказывал жуткие истории про ведьм в нашей деревне. Меня это пугало, но одновременно завораживало, упоительно страшно было.

У тебя очень динамичная, ритмичная музыка, почему ты решила ее миксовать с хтоническими сюжетами?

Все началось с релиза «Тернии». Изначально он звучал совершенно по-другому. Он был достаточно очевидным в плане музыки, с простой ударной партией. Захотелось как-то его развить, но случился ступор. Во время одной из музыкальных сессий, когда мы сидели над треком «Назад», Миша ради прикола предложил запитчить мой голос в конце и поставить его на репит – получилось шикарно, я была в шоке от результата. Когда услышала – поняла, что хочу слышать что-то подобное и в нашей музыке. Тогда мы поняли, что это работает, и начали вплетать электронику. Мне очень нравится этот мэтч, это логичное развитие фолка, его современная интерпретация. Сейчас этот электронно-фольклорный союз лучше всего заметен в треке «Огонек».

Расскажи, как его записывали.

Погружалась в какие-то фольклорные темы, перебирала народные сюжеты, очень хотелось интегрировать в песню персонажа, чтобы сделать ее интересней. Я тогда играла в третьего «Ведьмака», и там есть ведьмы-полуночницы, которые бродят по полям и изводят крестьян. Мне так понравился этот образ, что я захотела как-нибудь реализовать его в треке.
Еще один источник вдохновения для «Огонька» – «Вий». Вообще люблю Гоголя за его мистификацию, многое почерпнула в его произведениях, и, собственно, его образ девы перекочевал в эту песню.
Для меня этот трек как заговор от злых сил. Я сразу представляю ветхую избу, в которой жители прячутся от злобной полуночницы. Там есть строчка «я не боюсь тебя, я не боюсь тебя» – это момент аффирмации с целью убедить самого себя, что мне хватит сил выстоять против зла. В «Огоньке» все как надо сложилось. В плане текста и музыки – это мой любимый релиз сейчас, а от строчки «Морозами гасит мой огонек» мурашки появляются.

О чем мечтает певица Risha?

Если отложить все материальное, то для меня первостепенно ощущение того, что моя музыка нужна, что есть люди в этом мире, которые в разные моменты своей жизни находят в ней определенное чувство, за которое они держатся, и благодаря музыке это ощущение заново в себе вызывают. Очень важное ощущение для музыканта. Индустрия у нас достаточно конкурентная, и это на самом деле очень здорово. Просто временами теряешься в бесконечном числе релизов, и кажется, что твое творчество нужно только тебе. Хочется ощущать нужность творчества.

Что нужно послушать, чтобы понять тебя лучше?

Чтобы понять мою музыку, надо послушать все альбомы Kedr Livanskiy и ее сайд-проект «Косая гора», Radiohead и Jamie XX.

Какой твой релиз надо послушать после этого интервью?

«Огонек».

Текст: Тимофей Макаров
Фото: архив героя

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: