«НН.Собака.ru» публикует интервью в честь юбилея художественного руководителя и главного дирижера Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Ростроповича о великом даре, важной роли и исключительности своей профессии.
Нижегородская филармония отмечает 85-летие, и ваш творческий путь уже многие годы связан с ней. Меняется ли филармония?
Особенность профессии дирижера в том, что он не может передать кому-то заботы по изменению филармонии, в которой он работает, в которой руководит коллективом. Это как раз его долг изменять всё – оркестр, стиль концертов, программ и репертуар таким образом, как он это себе представляет в идеале.
Моя профессия исключительная, редчайшая и не до конца понятная тем, кто видит нашу работу со стороны. Роль дирижера – это роль вожака, который должен по призванию своему, по полученной прерогативе своего дела вести коллектив, развивать его, трансформировать, преобразовывать и подбирать такие формы жизни творческой, жизни концертной, жизни профессиональной, которые являются наиболее интересными, правильными и перспективными.
Как без слов можно найти контакт с большим коллективом? Раскройте секреты.
В этом вопросе заключается вся сердцевина профессии дирижера. Как это ни парадоксально, но слова даны человеку, чтобы скрывать свои мысли. Люди не всегда говорят для того, чтобы услышали их правду, их мнение, их взгляд на события. Очень часто в разговор вплетены дипломатичность и хитрость, осторожность или деликатность. Какие-то дополнительные оттенки смысла и задачи скрывают саму основу мысли.
Дирижер лишен слов на концерте. У него нет возможности скрыть свои намерения. Он не имеет способа деликатно отойти от задаваемого вопроса, он один на один с правдой. Особым языком дирижерского жеста, взгляда, обращения, какого-то необычного сигнала он создает между собой, музыкантами и публикой особый канал связи. И именно в этом потоке энергии вся суть дирижера. Это дар. Это профессия. Есть ли какие-нибудь секреты? Только секреты и есть!
Довольно известна метафора, что оркестр – это образ общества. Эдакий компактный вариант целого государства. Фильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра» снят как раз об этом. Особенности взаимоотношений между музыкантами, между музыкантами и дирижером, между дирижером и произведением показаны неожиданно и необычно. Они трансформируются на наших глазах, приходят к полной катастрофе, панике и к разрушению здания, в котором находится коллектив.
В своей страсти управления происходящим и потребности подчинить себе ход событий дирижер напоминает тирана. А его желание не дать существовать музыкантам стихийно и анархично заканчивается разрушением всей жизни оркестра.
Получается, дирижер – это диктатор?
Диктатор, который умеет мягко вести за собой. Но это большая тайна, и мы держим это в секрете.
В оркестр приходят молодые музыканты, их взгляд на академическую музыку отличается от вашего?
Разумеется, наши взгляды отличаются. Мой, опытный, намного острее. Но в молодых музыкантах, в их видении присутствует свежесть. Современная молодежь стала более зрелой, принимает решения мудрые, дальновидные и осведомленные. И это совершенно естественный процесс, который необходимо понимать и обязательно принимать. Я стараюсь принимать, но слегка критически, так сказать, экспертно.
Может ли академическая музыка быть модной и должна ли? Если да, то как этого добиться?
Мода существует на всё, и на музыку несомненно. Нужно использовать такое явление, как мода, в своих высоких, основополагающих целях, которые для тебя являются жизненным смыслом. Популярность академической музыки стала абсолютно иной в эпоху, когда массмедиа собирают такую грандиозную аудиторию, которой раньше не могло быть и в самых смелых мечтах. Если раньше искусство ограничивалось залом одного театра, оставалось в рамках города или государства, то сейчас возможность контакта, общения, познания нового стала абсолютно международной и межгосударственной, межтерриториальной. Безмерный и прекрасной поток! В нем, конечно, много мусора и грязи, но их всегда можно отделить и отбросить.
Вы следите за современной академической музыкой? Кого из современных авторов можете посоветовать?
Дирижерская этика исключает практику советов, прямых рекомендаций каких-то произведений и новых авторов. Вы можете прийти на наш концерт и там узнать мои предпочтения и мой выбор. Познакомиться с моей трактовкой произведений и программой нашего оркестра, своеобразной и самобытной, которой вы не найдете больше нигде.
Текст: Диана Микрюкова
Фото: Евгений Мыслев
Комментарии (0)