Во время карантина большая часть всей общественной жизни в Нижнем Новгороде затухла – но только не в андеграунде. В закоулках Почаинского оврага на протяжении несколько месяцев играла музыка и были слышны разговоры – речь идет не о разного рода заговорщиках и маргиналах, но о людях, ответственных за музыкальную хронику нынешнего нижегородского подполья.
Расскажите, чем занимаетесь и какое значение имеет «Станок» для Нижнего Новгорода.
Саша: Александр Неганов – техник в ГЦСИ Арсенал, звукорежиссер, дизайнер. «Станок» – репетиционная точка моего названного брата Вани, а для меня место для неограниченного творчества, будь то афиши, съемки или диджей сеты.
Ваня: Иван Воронцов – безработный содержатель репетиционной точки «Станок», организатор панк-концертов, участник и хроникер нижегородской diy-сцены, вокалист группы «Поспишь Потом». «Станок» – это небольшая репетиционная точка, совмещающая в себе как репетиционный, так и концертный функционал для шумных междусобойчиков. Благодаря этому качеству «Станок» (и Нижний в целом) все еще является важной узловой точкой на diy-карте России для гастролирующих панк-групп.
Во время карантина вы начали делать уникальное для нашего города шоу «Пульт с эффектами» – как появилась идея?
Саша: 28 марта Нижегородская область закрылась на карантин, 30 марта я предложил Ване съемки живых выступлений местных групп в «Станке». В тот момент рабочие и личные планы изменились радикальным образом, свободного времени стало больше и возникло желание делать что-то, чтобы не закиснуть. Ваня сначала сомневался в затее, но после того, как я ответил на его вопрос «А зачем нам это все?» – «Потому что мы можем», стал локомотивом съемок.
Исполнители со всего мира судорожно ринулись в онлайн, который к началу апреля уже стал переполнен бесконечными трансляциями. Хотелось сделать что-то отличное от этого, пригодное к просмотру и вне пандемического контекста, а также поддержать простаивающую репточку (место, где проходят репетиции – прим. ред.) и местных музыкантов, многие из которых распорядились освободившимся временем на доделывание записей и подготовку релизов. Все компоненты в сборе: свободное время, пустая репточка, локальные группы с релизами на подходе, готовые выступить в освободившееся время, и техника.
Про технику стоит сказать отдельно: весь продакшн-бюджет «Пульта с эффектами» обошелся в тысячу рублей. Мы снимаем на аналоговую технику, без дураков и фильтров. Одну любительскую камеру формата Video8 нам одолжил наш друг – водитель Валера, которую он как-то выменял на пленочную мыльницу. Вторую камеру формата VHS-C за двести рублей купил мой друг Костя на базе сдачи металлолома. Третью, самую большую и солидную камеру, снимающую на полноразмерный VHS я купил по объявлению за семьсот рублей уже очень давно. Звук пишем на карманный диктофон, на который Ваня фиксировал лекции в институте. Различные цифро-аналоговые конверторы были заказаны в китайском интернет-магазине за какие-то копейки тоже давно и ждали своего часа. В качестве стилистических ориентиров неосознанно были выбраны лайвы с сиэтлского радио KEXP, российское телевидение 90-ых и интернет-шоу «О нет! Только не это!».
Как распределяете обязанности между собой?
Саша: Ваня договаривается с группами, готовит вопросы, берет интервью и стоит за камерой. Вместе готовим площадку, придумываем какие-то вставки и делаем черновой монтаж. Я снимаю, оцифровываю записи и собираю финальный монтаж. Юля помогает с соцсетями.
Как выбираете группы для интервью? Стоит ли ждать каких-нибудь иногородних звезд или проект останется локальным?
Ваня: Группы берутся только из внутреннего круга нашего провинциального мира. Каждый музыкант в той или иной степени должен быть участником панк-сцены этого города, а если это так, значит, я скорее всего с ним лично знаком. Если все критерии совпадают, то вас, скорее всего, скоро позовут сниматься в передаче «Пульт с эффектами», либо вы уже там снялись.
«Пульт с эффектами» в том состоянии, в котором лично я его вижу – абсолютно локальная штука. Это в первую очередь некий архив, засвидетельствование момента (состояния), в котором прямо сейчас находится нижегородская подвальная сцена. Хочется максимально полно укомплектовать его в течение, допустим, года, а затем, если не надоест, перекинуться на что-то другое. К примеру, «Пульт с эффектами» можно отправлять в продолжительные командировки по другим городам и помогать местным заполнять их собственный архив. Будет здорово, если получится.
А интересна и актуальна ли музыкальная журналистика сейчас, в особенности такая узконаправленная?
Ваня: Мне сложно ответить на этот вопрос объективно, потому что, если уж говорить объективно, то отвечу односложно: «Нет». Я же всю жизнь занимаюсь никому не интересным делом, поэтому для меня ничего актуальней и любопытней копошения в маргинальных творческих проявлениях нет. Сижу годами в своей яме и гляжу по сторонам, раз поднял кирпичик, а там – ух ты, червячок копошится. Сразу и удовольствие, и интерес.
Какие у вас планы на будущее – будут ли концерты или иные события?
Ваня: Самые интересные и крутые концерты будут проходить прямо сейчас, пока все режимы толком не сняты, а народ по домам уже засиделся и снова торопится жить. Волшебное время, которое я очень сильно предвкушал, и вот оно настало. Мы подсуетились и организовали несколько концертов подряд на нашей летней сцене, так что каждые выходные должно быть весело. Минус в том, что все это дело двух-трех недель, за ними снова последует спад интереса, и к концу лета все в Нижнем войдет в свое прежнее русло. Радует, что к тому времени мы уедем в тур с нашей группой на север страны и уже там, надеюсь, получится растянуть короткое удовольствие от жизни после всех произошедших в России событий.
Материал подготовил Артур Полторацкий
Комментарии (0)