Моцарт, Лист и Чайковский были поп-идолами своего времени: их обожали, ими восторгались, за ними пристально следили преданные поклонники. Классическая музыка и сейчас может быть популярной, считает пианист Дмитрий Калашников, аспирант Королевского колледжа музыки в Лондоне, который 7 марта примет участие в музыкально-хореографической постановке «Шопениана. Японские этюды» в Нижегородском театре оперы и балета им. А.С. Пушкина.
Как вы пришли к профессиональному занятию музыкой?
Я начал играть на фортепиано в три года, а осознанный выбор сделал в тринадцать лет, когда по-настоящему полюбил это. В раннем детстве посвящал игре ужасно мало времени – не было развитой дисциплины. После начальных классов дома не было человека, кто бы контролировал мои домашние занятия. Сейчас занимаюсь много, стараюсь, чтобы это было регулярно и правильно. И я очень благодарен всем моим педагогам, которые воспитали меня как музыканта и как человека.
Что значит «правильно»?
Когда я могу себя полностью услышать, как будто со стороны. Я концентрируюсь на игре и занимаюсь не автоматически, не по принципу «пальцы работают – голова думает о чем-то другом».
Кто вам ближе всего по духу из композиторов?
Сначала играешь одного и думаешь, что он ближе всех, а потом другого – и история повторяется. Наверное, кого в данный момент играю, того и люблю больше.
Выделяю для себя Баха. Бах – это как взрыв во Вселенной, с него все началось. Он придумал такое количество гениальной музыки, что это кажется невозможным. Думаешь: неужели был такой человек, с которого началась музыка, которую сейчас все слушают и называют классической?
Как работаете над новым произведением?
Если произведение мне незнакомо, прослушиваю его, чтобы найти что-то свое. Затем начинаю играть, а иногда просто смотрю в ноты и как бы проигрываю произведение про себя. Постепенно на ум приходят идеи, вместе с которыми что-то отпадает, меняется, иногда меняется много раз. Затем уже отрабатываю технически. И чем больше удается сыграть произведение на публике, тем легче.
Идеи – это нечто на уровне эмоций?
Скорее, впечатления, когда чувствуешь, как должно быть. Впечатления возникают по разным причинам. Это неконкретные образы, которые не обязательно связаны с жизнью. Еще могут возникать идеи, скажем, как лучше продумать кульминацию, где поставить главные точки, а где стоит играть как будто про себя.
Помимо техники и образов, что еще важно при игре?
Важно развивать себя. Чем больше знаешь, чем больше опыта, тем больше возникает идей. Бывает, задумываешься, что все уже понимаешь, а через пять-десять лет приходит осознание, что ничего тогда не знал. И так каждый раз.
Для вас важен исторический контекст произведения, которое предстоит исполнить?
Обычно я прочитываю все, что могу найти, о периоде, когда было написано произведение, о других композициях того времени. Это помогает даже больше, чем то, что автор написал о своей работе. Я заметил, что композиторы зачастую пишут музыку отличную от этапа жизни, который они проходят. Бывает так, что у них ужасный период, при этом их музыка невероятно светлая, а может быть и наоборот.
Для вас ближе хрестоматийное исполнение или эмоциональное?
Мы часто вынуждены играть то, что автор не пишет в нотах. Музыка возникает между нот, поэтому если играть формально лишь то, что написано, будет очень скучно. Даже если стараться следовать авторскому тексту, невольно у каждого будет получаться по-разному.
Вы уже принимали участие в проекте «Шопениана. Японские этюды» – это формат, в котором музыка и танец представлены как две чистые материи. Вам близок такой подход?
Для меня это тоже необычный опыт. Я никогда не принимал участие в таком синтезе искусств ранее. Музыка самодостаточна, но при этом может быть замечательно синтезирована с другими видами искусства. Например, Скрябин под конец жизни пытался соединить музыку и танец, запахи, впечатления, архитектуру, свет… Я считаю, что привносить новые формы в классическое искусство нужно, и это прекрасно. Важно, чтобы музыка не превратилась в ноты в музеях, а будущие поколения знали, как следует исполнять произведения и в классической манере.
«Шопениана. Японские этюды» – 7 марта в 19:00 в Нижегородском театре оперы и балета им. А.С. Пушкина
Текст: Наталья Бадьина
Фото: Ирина Гладунко и из архивов героя
Подписывайтесь на нас в социальных сетях: Instagram nn_sobaka_ru, VK и Facebook.
Комментарии (0)