Никита Власов вернул моду на «Каспийский груз», Петр Федоров затащил нас в безумный авторский трип, Анна Меликян снова сняла ЧБ, а Роскомнадзор дал «пацанам» зеленый свет. Вспоминаем, что происходило в мире российского кино в 2023 году и как так вышло, что в него попал «Барбенгеймер».
Анастасия Рассохина
Кинообозреватель «НН.Собака.ru» и автор телеграм-канала «Ты пульт не видел?»
Самые кассовые фильмы года: сказка «По щучьему велению» с Никитой Кологривым и космический «Вызов» с Юлией Пересильд.
Самый низкорейтинговый фильм: «Непосредственно Каха. Другой фильм» — 2.6 на «Кинопоиске», громкий скандал из-за сцены изнасилования и море разгромных отзывов, например «Я просто хочу, чтобы новости об инопланетянах оказались правдой, и они уничтожили эту цивилизацию вместе с этим фильмом».
Лучший российский сериал выбрать сложно, но яркими стали «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Король и Шут: Сказка о Горшке и Князе», «Библиотекарь», «Лада Голд», «Волшебный участок».
Главный тру-крайм-сериал: «Фишер». А Иван Янковский и Андрей Максимов (Женя Боков и маньяк в «Фишере», Вова Адидас и Желтый в «Слове пацана») — главные протагонист и антагонист.
Самая резонансная история — жертвы домашнего насилия Маргариты Грачевой, о которой впервые мы услышали в 2017 году. В 2023 ее судьбу вновь пересказали в сериале «Сама виновата?», а темы виктимблейминга и насилия в семье еще раз всколыхнули общественность.
Была и социальная кампания в поддержку сериала: у супергеройского экшена «Разрешите обратиться» появилась реклама со слоганом «Разрешите обратиться в вашего друга». Онлайн-кинотеатр «Иви» вместе с брендом «Волчок», VK клипами и приютом для собак заколлабились и предложили всем москвичам забрать четвероногого друга домой или поддержать приют финансово.
Самый непринятый фильм: эротическая мелодрама «Непослушная» с Анастасией Резник и Александром Петровым. Ответ Анастейше и Кристиану собрал много «кеков», фейспалмов и рецензий с заголовками «50 оттенков кринжа», «Они пытались», «Испанский стыд» и «Что течет? Все течет!».
Два главных феномена года
В июле вышли мрачный байопик «Оппенгеймер» Кристофера Нолана и фэнтезийная комедия «Барби» Греты Гервиг. Синхронный релиз настолько противоположных картин стал маркетинговой аномалией. Постеров и мемов, подчеркивающих полярность картин, было так много, что их можно было щелкать вместо семечек.
В России за происходящим ажиотажем наблюдали как бы из окна. Стать частью глобальной гиперфиксации не получилось, поэтому в ноябре мы нашли свою.
Жора Крыжовников сделал мощное и качественное «Слово пацана. Кровь на асфальте», по ходу дела открыв для нас новые имена — Леон Кемстач, Рузиль Минекаев, Слава Копейкин. Помимо самого сериала, «казанский феномен» стал самой обсуждаемой темой рунета: королева тру-крайма Саша Сулим выпустила ролик про банды казани, в книжных и на маркетплейсах вмиг раскупили книгу Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 - 2010-х». А депутаты и общественники делали несколько попыток запретить или ограничить показ. Кажется, ответ Роскомнадзора смог охладить их пыл.
Янковский — раз, Янковский — два
Адидаса будут вспоминать еще долго, но совсем скоро в медиасреде заговорят о новой роли актера. В 2024 году выйдет переосмысленный роман Достоевского — сериал «Преступление и наказание», в котором Янковский младший сыграет Родиона Раскольникова.
Янковского-старшего на экранах в 2023 году тоже видели часто: «Контейнер», «Волшебный участок», «Царская прививка». В «Черном облаке», самом запутанном и очень петербургском сериале, Филипп Олегович сыграл как бы двойную роль, одна из которых — психолог с неустойчивой психикой. Почему «как бы двойную» — не расскажешь. Нужно смотреть.
«Верните мне мой 2007»
В 2023 году на экраны вернулись «Папины дочки» и семейство Букиных. Однако новые реалии оказались им не по размеру. Сериалы органично вписывались в конец нулевых и начало десятых, но тогда мы были детьми и родители не разрешали их смотреть. По крайней мере, сериал «Счастливы вместе» уж точно. Об этом факте вспомнили пиар-специалисты онлайн-кинотеатра Premier и использовали его в промо-ролике с Геной Букиным. А сценаристы не стали игнорировать мемы про Букингемский дворец.
Теперь «Папины дочки. Новые» и «Букины» с нами надолго: сериалы получили продолжение, а про семью Васнецовых и вовсе вышел спецэпизод к Новому году.
«Ну че, где золотая тачка?»
В сентябре вышло безумное, адреналиновое и бруснично-оранжевое драмеди «Лада Голд», подтвердившее, что с рефлексией по девяностым мы расстаться не готовы. Автор сценария и режиссер Никита Власов сделал что-то взрывное — не поселил своих героев в той эпохе, а как будто дал им в нее поиграть. А еще «Лада Голд» вернула моду на «Каспийский груз» — разве можно представить более подходящие саундтреки?
Изюминка сериала — Шамрай в исполнении Даниила Воробьева. Такой фольклорный герой с VHS-записи и тольяттинский Джокер с РПГ и вишневой девяткой.
«Всей стране капитальный ремонт нужен!»
Еще одно переосмысление девяностых, только уже в историческом и мелодраматическом ключах: Александр Велединский снял «1993» с Евгением Цыгановым и Екатериной Вилковой в главных ролях. Эпоха Ельцина, концерт Майкла Джексона, штурм Останкино. Как бы ни грохотала история, на маленькой дачной кухне все равно кипит кастрюлька. Лучше всего про «1993» писал кинокритик Егор Москвитин: «В конце концов все Брянцевы собираются вместе, чтобы сколотить теплый туалет на даче — потому что до Луны далеко, а зима уже близко».
Дача как символ тесной связи
Героини «Края надломленной луны» встретились на даче. Их трое — мать, старшая и младшая дочери. Где-то за бугром и за скобками всей истории маячит отец. Еще появляются мужчины в исполнении Артема Быстрова и Ростислава Бершауэра. Но они тоже вынесены за скобки.
Затопленная дача становится метафорой семьи и памяти. Из дома нужно откачать воду, а из их взаимоотношений — молчание длиною в жизнь.
Актриса Маша Лобанова (ее мы видели в этом году и в новом сезоне «Контейнера») передала всю растерянность и отчужденность подростка, который впервые ощущает, как рушится его мир.
На пороге катастрофы
Мир рушится не только у подростков, но и в черно-белом сай-фае Анны Меликян «Чувства Анны». Меликян любит ЧБ (вспомним «Нежность» С Цыгановым и Исаковой) и умеет с ним работать. Ее новая картина стала лучшим «медленным» фильмом со времен «Медеи» Александра Зельдовича.
Пермская шоколадная фабрика, вирус и маски, уставшая женщина средних лет (которая не любит шоколад), колонизация Марса и послания из космоса, согласно которым планете осталось около 10 лет. Просматривается что-то антиутопическое. Такой киберпанк для грустных.
После просмотра в ушах гудит белый шум. И отдаленно дзынькает одна и та же фраза: «Любите друг друга».
Псевдолюбовь и абьюз
В апреле START показал экранизацию романа Анны Богинской «Жить жизнь». Актриса Любовь Аксенова облачилась в струящийся шелк и стала жертвой манипулятора. В роли эксцентричного коуча — Даниил Воробьев, а самый холодный и закрытый персонаж достался Юрию Чурсину.
«Жить жизнь» получил отклик у женской аудитории, стал настольным пособием для общения с нарциссами и абьюзерами, а еще напомнил, что любовь и одержимость — не одно и то же.
Зависимости
Режиссер Дмитрий Дьяченко, фильмография которого — микс из семейных фильмов, фэнтези и комедий, в этом году взялся за две острые темы сразу и интегрировал их в «Бешенство». В нем любопытная роль у Всеволода Володина. Вдохновлялся он «Дневником баскетболиста» или нет — не ясно, но получилось не хуже, чем у ДиКаприо.
Но главный зависимый герой 2023 года — офисный клерк Олег из «Ласт квеста». Забитый, врущий нон-стопом, с грязными волосами, в очках и рваной куртке. «Ласт квест» — авторский проект Петра Федорова. Он и режиссер, и сценарист, и исполнитель главной роли. Сериал больше похож на кусачий бэд-трип с элементами реализма. И если «Черное облако» — чисто петербургский сериал, то «Ласт квест» — чисто питерский, нашпигованный и долгостроями на конечных станциях, и сводками из криминальных хроник, и странными стримами с растаманскими масками.
В главной роли — Никита Ефремов
Никиты Ефремова в этом году было много: фэнтези «Библиотекарь», четвертые «Содержанки», «Госпожа» от «Иви», второй сезон «Оффлайна» и «Крутая перемена». Последний — один из самых трогательных сериалов в его фильмографии.
Российское кино начинает рассуждать на неочевидные темы. Кроме любви и девяностых появляется бунт подростков, суррогатное материнство, уход от реальности. «Крутая перемена» — выразительное высказывание о достигаторстве и страхе вернуться в родной город, от которого ты, вроде как, уже открестился. В эпоху бесконечной гонки — кино нужное и отрезвляющее.
Текст: Анастасия Рассохина
Фото: архив редакции
Комментарии (0)